Месяц без Асада: какие страны фактически признали новую власть Сирии

Читати українською

Первые эмоции после краха режима сирийского диктатора Башара Асада улеглись и теперь во всем мире задаются вопросом, какой станет новая Сирия: будет это светское, демократическое или исламистское государство, будут ли в стране репрессии против несогласных с новой властью, что будет с правами женщин и религиозных меньшинств. На данный момент фактическим лидером страны является глава группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» Ахмад аш-Шараа. После обретения власти аш-Шараа отказался от своего прежнего псевдонима Абу Мухаммед аль-Джулани, сменил военную форму на деловой костюм, дает интервью западным СМИ и всячески пытается создать новый образ государственного деятеля, не связанного в прошлом с исламистскими экстремистами.

Некоторые эксперты считают, что новый подход аш-Шараа – попытка снять многочисленные санкции с Сирии и добиться исключения его группировки из списка террористических организаций.

Европейские и другие мировые лидеры после падения режима Асада высказали готовность сотрудничать с новой властью Сирии, надеясь на позитивные перемены в стране. «Слово и дело» разобралось, представители каких стран уже контактировали с новым руководством.

После падения режима Асада страны пытаются наладить отношения с новым руководством Сирии. Подробнее – на инфографике.
Какие страны легитимизируют новую власть Сирии официальными встречамиСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

В конце декабря впервые за более чем десять лет в Сирию прибыли американские дипломаты: помощница государственного секретаря США по делам Ближнего Востока Барбара Лиф, специальный посланник по вопросам заложников Роджер Карстенс, специальный посланник США в Сирии в 2014-2025 годах Дэниел Рубинштейн.

Дипломаты провели встречу с Ахмедом аль-Шараа, которую впоследствии охарактеризовали как «хорошую». По словам Лиф, обсуждалась, в том числе, необходимость устранить угрозу со стороны террористических группировок как внутри Сирии, так и за ее пределами. Кроме того, поднимались вопросы прав меньшинств и инклюзивности новых органов власти.

22 декабря в Сирию приезжал министр иностранных дел Турции Хакан Фидан. После визита Фидан обещал, что Турция будет содействовать восстановлению Сирии, а также положительно высказался об Ахмеде аш-Шараа: «Мне он показался очень положительным человеком. Я увидел, что годы, проведенные в Идлибе, пошли ему на пользу. У него многолетний опыт управления. И на том этапе, которого мы достигли, Шараа действительно осознает свою ответственность, он осознает ожидания Сирии и региона от него, и он осознает возможности и ограничения. Другими словами, он рациональный и одновременно решительный лидер». Позже, 30 декабря, в Сирии была целая правительственная делегация Турции.

23 декабря в Дамаск приезжали министр иностранных дел Иордании Айман Сафади и министр иностранных дел Катара Мохаммед аль-Хулайфи. Кроме того, с визитом был неназванный консультант королевского двора Саудовской Аравии.

26 декабря новые власти Сирии контактировали с представителями правительства Ирака. Обсуждалась, в частности, безопасность на совместной границе. 29 декабря Сирию посетил главы службы безопасности Бахрейна.

Украина тоже пытается наладить контакты с новым руководством Сирии. Президент Владимир Зеленский заявлял о готовности возобновить дипломатические отношения со страной (если власть будет признавать территориальную целостность и независимость Украины), а также оказать ей продовольственную помощь (первая партия муки уже отправлена).

30 декабря в Дамаске побывал министр иностранных дел Андрей Сибига и министр аграрной политики Виталий Коваль. На встрече с аш-Шараа Сибига обсуждал восстановление двухсторонних отношений.

Глава МИД также выразил надежду на то, что в Сирии больше не будет российского военного присутствия (хотя аль-Шараа говорил, что не намерен полностью разрывать отношения с рф): «Российский и асадовский режимы поддерживали друг друга, ведь их основа — насилие и пытки. Мы готовы делиться опытом сбора доказательств, расследования и работы по привлечению военных преступников к ответственности за совершенные преступления».

Из европейских политиков в Сирию приезжали министры иностранных дел Германии и Франции Анналена Бербок и Жан-Ноэль Барро. При этом аль-Шараа при встрече с Бербок не протянул ей руку для рукопожатия. «Еще когда я ехала сюда, мне было ясно, что обычных рукопожатий не будет», – прокомментировала после министр.

Бербок после встречи также подчеркнула необходимость вовлечения женщин в политические процессы в Сирии. Ранее и глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас называли условия для возобновления отношений: «Наше послание новому руководству Сирии: соблюдение принципов, согласованных с региональными субъектами, и обеспечение защиты всех гражданских лиц и меньшинств имеют первостепенное значение».

Напомним, некоторые страны Европы приостановили рассмотрение заявок на предоставление убежища сирийцам. Что это за страны и где в мире больше всего беженцев из Сирии – на инфографике «Слово и дело».

Также мы писали, что известно о группировке «Хайят Тахрир аш-Шам», которая возглавила свержение режима Асада.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: