Рейтинги партий: как с помощью социологии манипулируют избирателями

Читати українською
Константин Бондаренкополитолог
Екатерина Одарченкополиттехнолог

С помощью социологии часто манипулируют. Например, слишком высокий рейтинг демотивирует голосовать за эту партию или депутата. Этим пользуются конкуренты.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил политолог Кость Бондаренко.

«Очень часто с помощью социологии манипулируют. Например, вбрасывают рейтинги, которые показывают, что та или иная партия гарантированно проходит. Условно говоря, это делается с расчетом на то, если она проходная, то за нее будут меньше голосовать. Особенно партии-конкуренты этим злоупотребляют», – отметил Бондаренко.

В то же время есть целый ряд социологических служб, связанных с отдельными политическими силами, и они сознательно занижают рейтинг той или иной партии, добавил он.

«Возможно, занижают не сильно, в пределах статистической погрешности, но все равно. Если погрешность, например, 2%, то их можно у кого-то отнять, а кому-то – добавить. Существуют такие манипуляции, которые позволяют затем создать негативный образ партии на предмет того, что она непроходная, не имеет никаких шансов и вообще не будет играть никакой роли», – подчеркнул политолог.

По его словам, это также касается депутатов-мажоритарщиков, когда манипулируют в пользу тех или иных кандидатов. Иногда кандидату могут приписать даже 70% поддержки. Очень высокий рейтинг демотивирует избирателя.

Прогнозы социологов и букмекеров: какие партии пройдут в парламентСоцопросы отдают пальму первенства на досрочных выборах президентской партии, а букмекеры несколько иного мнения.

«Существует большое количество манипуляций, поэтому нужно сравнивать различные социологические данные. Лучше, когда социологические службы предоставляют широкий массив информации для того, чтобы им пользоваться и сопоставить цифры. Кроме того, следует обращать внимание на те службы, которые дорожат своей репутацией», – уточнил он.

Эксперт обратил внимание на разницу в рейтингах Центра Разумкова и КМИС. Согласно их данным, «Слуга народа» набирает 41,5% и 52,3% соответственно. Дело в том, что у КМИС своя методика оценки, что не всегда воспринимается коллегами.

«Здесь вопросы методологии, подходов. У КМИС всегда цифры отличаются от тех, которые дают другие социологические службы. Но, как правило, там есть коэффициент. Это уже больше вопрос научной дискуссии», – пояснил он.

Политтехнолог Екатерина Одарченко также отметила, что нужно смотреть весь массив, чтобы делать выводы. Смотреть рейтинг, антирейтинг, второй выбор, региональную специфику, погрешность, выборку, региональную выборку и многие другие факторы.

«К тому же провести исследования по стране – это около 10 тысяч долларов и выше, в зависимости от того, какая выборка. Поэтому нужно еще и поставить вопрос, откуда берутся средства на проведение исследований. Даже самая богатая компания не может себе позволить проводить исследования бесплатно», – уточнила она.

Как менялись прогнозы социологов и коэффициенты ставок в двух самых популярных букмекерских конторах по партиям, которые сейчас могут считаться проходными в Верховную раду, – по ссылке.

Хронология избирательной кампании – здесь.

Напомним, с программами всех партий, их положениями, списками и кандидатами в одномандатных округах можно ознакомиться в нашем разделе «Выборы».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: