Растаможка «евроблях» и протесты на границе: как власть использует ситуацию

Читати українською
Алексей Якубинполитолог

Собственников авто на еврономерах можно поделить на несколько групп. Одна группа – это жители приграничных территорий, которые длительное время использовали «евробляхи». Представители «АвтоЕвроСилы», к примеру, в большей мере просто использовали авто для внутреннего пользования.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил политолог Алексей Якубин, оценивая новые правила растаможки и ситуацию с протестами владельцев «евроблях» на границе.

«Власть пытается столкнуть несколько групп владельцев авто на еврономерах, во-первых, друг с другом, а во-вторых, с другой частью населения. Вероятно, вполне сознательно был введен штраф, как и норма о том, что эти деньги от растаможки пойдут на пенсионные выплаты. Власть пытается придать социальную видимость этому процессу», – отметил Якубин.

На его взгляд, это попытка нейтрализовать вопросы о том, почему в Украине авто стоит дороже, чем в соседних странах, даже дороже, чем в РФ, которая под санкциями, почему у нас создана монополия в этой сфере и ряде других.

Есть желание власти переключить внимание на то, что есть плохие «евобляхеры», которые ввозят старые авто, которых нужно заставить платить, которым предложили вариант, а они все равно не хотят платить, а ведь деньги пойдут на пенсии, добавил он.

Рада одобрила новую модель налогообложения «евроблях»: как голосовали нардепыАвтомобили на еврономерах теперь будут растамаживать по новым правилам. Верховная Рада приняла соответствующий закон.

«Получается, власть сталкивает группу автомобилистов с социальной группой – пенсионерами. При этом есть попытка обесценить группу владельцев авто на еврономерах с посылом, что они не хотят платить государству налоги, а ведь в стране есть пенсионеры, которые нуждаются в обеспечении», – пояснил политолог.

Конечно, часть «АвтоЕвроСилы» пиарилась на этой теме, о чем свидетельствуют заявления их лидера относительно выборов, поддержки кандидата, который поможет решить вопрос доступной растаможки. Здесь есть очевидный политический подтекст, но есть и другая часть, уточнил он.

По его словам, приграничные жители оказались первыми жертвами принятого закона. Одно дело ездить внутри страны, а другое – ежедневно пересекать границу, возможно, даже по несколько раз в день.

«Для них это очень проблематичная ситуация. До сих пор нет четкого разъяснения по процедуре растаможки. Ситуация с «евробляхерами» на границе показывает, что движение неоднородное. Если политическая группа «евробляхеров» получила дивиденды, то обычные автомобилисты, особенно в приграничных районах, не получили ничего. Более того, они не понимают, как выйти из ситуации. Ведь они первыми подпадают под нормы закона», – подчеркнул эксперт.

Получается, эта группа не согласилась стать частью политического движения и просто решила бороться за свои интересы, констатировал он.

Власти просто выгодно, чтобы общественное негодование сосредотачивалось на этих автомобилистах, поэтому есть попытка демонизировать их как группу, которая не хочет платить налоги, не хочет помогать пенсионерам, еще и устраивает митинги, осложняя маршрут, отметил политолог.

«Этот негатив потом будут легитимировать для возможности разгона этой группы. Власть понимает, что в преддверии выборов эта группаизбрала для себя достаточно действенный способ влияния – блокирование. Поэтому делается все, чтобы негатив перешел на эту группу, а не на то, что у нас есть проблема монополии ввоза авто и неадекватные цены для населения», – акцентировал он.

Но здесь возможен новый виток мобилизации, добавил эксперт.

«Да, есть «АвтоЕвроСила», которая политизирована, но есть и другая группа, не связанная с «АвтоЕвроСилой». Это возможность для других политиков работать с ними, обещать что-то, например, новые условия растаможки. Есть хорошая часть электората», – резюмировал Алексей Якубин.

Больше о голосовании за данный законопроект – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: