Отношения между США и КНДР снова накалились. Стороны даже начали разрабатывать планы превентивных ударов с использованием авиации и баллистических ракет средней дальности. Множество факторов указывают на то, что до открытой войны дело не дойдет. Но что будет, если она все-таки состоится?
Новый виток «холодной войны» между США и КНДР мы предсказывали еще в апреле, после того, как США пригрозили нанести удар по ядерным объектам в Северной Корее. Поводом к этому послужили мероприятия, посвященные 105-й годовщине со дня рождения вождя и основателя Северной Кореи товарища Ким Ир Сена. Нынешний правитель КНДР, внук Ким Ир Сена – Ким Чен Ын приурочил ко дню рождения деда масштабный военный парад 15 апреля и ядерные испытания, что и вызвало раздражение у США. В итоге, несмотря на угрозы, корейцы провели и парад, и ракетные испытания, которые, правда, вышли не слишком удачными, что позволило президенту США Дональду Трампу отступить, сохранив лицо.
Американская ярость
Сейчас же ситуация выглядит более серьезной. Дональд Трамп пригрозил КНДР «огнем и гневом, которого никогда не видел мир», если Пхеньян не прекратит угрожать Штатам. В ответ в КНДР заявили, что в середине августа будут готовы нанести ракетные удары в окрестностях острова Гуам. План нанесения таких ударов в настоящее время «тщательно разрабатывается», а в качестве оружия могут быть использованы северокорейские ракеты средней дальности «Хвасон-1» и «Хвасон-2».
Остров Гуам располагается приблизительно в 2 тысячах километров от Корейского полуострова. Он не входит в состав США, но считается их владением. Люди, родившиеся на Гуаме, являются американскими гражданами, правда, без права голоса. Кроме того, на острове находится крупная американская военная база.
В четверг, 10 августа, стало известно, что Пентагон разработал план превентивного авиаудара по двум десяткам объектов на территории КНДР. Основная роль при этом отводится стратегическим бомбардировщикам B1B Lancer, которые базируются на Гуаме. Эти самолеты успешно использовались в Ираке и Афганистане, но они не являются носителями ядерного оружия. И хотя американская армия располагает очень эффективными неядерными средствами поражения, выбор B1B Lancer может служить сигналом, что американцы не хотели бы доводить дело до ядерного конфликта.
Действительно, даже локальная ядерная война в регионе может привести к огромным бедствиям и совершенно невыгодна, прежде всего, самим США и их союзникам. В случае обмена ударами, скорее всего, КНДР применит ядерное оружие, при этом большая часть ракет полетит именно на Южную Корею (главного врага КНДР), Японию, а уже потом на объекты, принадлежащие США. Между тем, Япония слишком хорошо помнит ужасы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Возможные гуманитарные последствия новых бомбардировок придется «разгребать» именно американцам. Поэтому есть большая вероятность того, что до реального конфликта не дойдет. Но что будет, если все-таки дойдет?
Силы сторон
Главным военным козырем КНДР является, конечно же, ядерное оружие. Будучи страной-изгоем, КНДР разработала баллистические ракеты, способные выводить спутники на околоземную орбиту и нести ядерные боеголовки (при этом использовались некоторые советские разработки). Считается, что в распоряжении Пхеньяна находится до 1000 баллистических ракет разного радиуса действия. Самыми дальнобойными из них считаются ракеты «Хвасон-1» и «Хвасон-2», а также «Мусудан». Радиус действия «Хвасон-1» составляет до 2 тысяч километров; «Хвасон–2» – до 6,7 тыс (вполне достаточно, чтобы достать и до Гуама, и до Японии, не говоря уже о Южной Корее), а «Мусудан» способен поражать цели на расстоянии от 3 до 4 тыс км.
По данным американской стороны, КНДР также может располагать ракетами «Хвасон-3» с дальностью действия до 12 тысяч км (это позволяет обстреливать уже континентальную часть США). Кроме того, в США не исключают, что Северная Корея располагает, как минимум, 60 ядерными боеголовками, которые могут быть размещены на этих ракетах.
Этого арсенала, скорее всего, не хватит для того, чтобы причинить ущерб объектам, находящимся непосредственно на территории США. Теоретически американская ПРО способна отразить куда более массированную ракетную атаку, поэтому основные проблемы, как уже говорилось, КНДР постарается доставить именно своим ближайшим соседям – Южной Корее и Японии.
Впрочем, несмотря на наличие ядерного оружия, КНДР сильно уступает даже Южной Корее. Армия Севера вдвое больше армии Юга – 1,2 млн военнослужащих у КНДР, против 655 тысяч у Южной Кореи, но ресурсы сторон совершенно несопоставимы. Начнем с того, что население Юга вдвое больше, чем население Севера – 50 млн против 25 млн. А это значит, что и мобилизационный потенциал у Южной Кореи выше. Что же касается экономики, уровня жизни и технологий, то отставание Северной Кореи от Южной вообще выглядит катастрофическим – одна только южнокорейская корпорация Samsung тратит на свои исследования больше, чем КНДР на все свои государственные расходы, а доходы госбюджета Южной Кореи по наиболее пессимистическим оценкам, в 80-100 раз превышают доходы госбюджета КНДР.
Получается, что в случае более или менее затяжного конфликта даже наличие ядерного оружия совершенно не гарантирует Северу победу над Югом, а участие США и Японии вообще сводят шансы КНДР к полному нулю.
Северокорейский Давид и американский Голиаф
Но это смотря что считать победой, а что поражением. Гипотетический конфликт в регионе будет рассматриваться, как схватка между Давидом и Голиафом, где Голиаф в лице США должен будет показательно наказать зарвавшегося карлика, не дав ему ни единого шанса. А для этого нельзя допустить поражения северокорейским оружием каких-либо американских объектов на Гуаме, а уж тем более где-нибудь на континентальной части США. Это нанесет огромный имиджевый ущерб Вашингтону и пойдет в плюс Пхеньяну.
Кроме того, ради своего же имиджа, американцам важно защитить своих союзников – Южную Корею и Японию. Причем, не только северокорейские ракеты представляют опасность для южан. Дело в том, что столица Южной Кореи – Сеул, находится в зоне досягаемости дальнобойной артиллерии КНДР. По различным данным, на этот город, в котором проживают свыше 10 млн человек, нацелены более 8 тысяч единиц крупнокалиберных орудий и реактивных систем залпового огня. Можно себе представить, какой ущерб способен нанести Сеулу хотя бы один залп всех этих артиллерийских систем, если их вовремя не обезвредить. Но для этого одним превентивным ударом не обойтись, нужны куда более масштабные мероприятия, которые как раз и могут вынудить американцев применить «огонь и ярость» в виде своего ядерного оружия.
А поскольку 80% территории КНДР занимают горы, представляющие собой естественную преграду для распространения основных поражающих факторов ядерного взрыва, то и оно может оказаться не слишком эффективным. И в этих же горах удобно занимать оборону, отражая сухопутное вторжение. Значит американцам и их союзникам невыгодно доводить ситуацию до сухопутных операций на территории КНДР, потому что это может привести к ненужным потерям и показательной порки не получится.
Разумеется, если США возьмутся за дело всерьез, то Голиаф раздавит Давида, но стоит ли такая игра свеч? Именно поэтому, в случае обмена ударами, американцы, скорее всего, будут действовать дистанционно, поражая важные военные объекты Северной Кореи с помощью высокоточных неядерных средств и защищая собственные объекты и объекты союзников. Если в результате этих действий, через непродолжительное время, Пхеньян запросит пощады, то войну можно будет считать победной для США. С другой стороны, затягивание этого конфликта, с разрушениями и жертвами в Южной Корее и Японии, совершенно нежелательны для США и играют в пользу Пхеньяну.
Денис Попович специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»