Может ли Тимошенко отправить в отставку Гройсмана?

Александр Москалюкэксперт по конституционному праву

Помню, как во время моего обучения на первом курсе юридического факультета один из преподавателей любил повторять: «Право – это вам не какая-то математика, право – наука точная». Впрочем, овладевая в дальнейшем юридической профессией, я понял, что в силу различных факторов часто юридические нормы не такие однозначные, как может показаться на первый взгляд. И все же есть в юриспруденции случаи, когда при всем желании двусмысленность правовым нормам не удастся придать. И с этим фактом я вынужден был смириться. Правила логики и элементарного здравого смысла никто не в состоянии отменить. Даже всесильные политики, даже если этим политиком является Юлия Тимошенко.

Несколько дней назад Тимошенко после снятия с регистрации постановления об отставке главы правительства заявила: «Для вынесения на рассмотрение парламента постановления об отставке премьер-министра не нужно собрать 150 подписей. 150 подписей нужно, если отправлять все правительство. А речь идет только о премьер-министре». Напомню, она зарегистрировала проект постановления об отставке Владимира Гройсмана, подписанный 15 народными депутатами.

Министр юстиции рассказал, как можно уволить ГройсманаПроект постановления Верховной Рады об отставке премьер-министра Владимира Гройсмана без отставки всего Кабинета министров является неконституционным.

Но аргументированно ли заявление Тимошенко? Согласно статье 87 Конституции Украины, Верховная Рада по предложению Президента или не менее чем одной трети конституционного состава парламента может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров и принять резолюцию недоверия правительству конституционным большинством. При этом ни в одной другой статье Конституции не упоминается возможность отставки не всего правительства, а только премьер-министра. Хотя нет. В части второй статьи 115 Основного закона указывается: «Премьер-министр Украины, другие члены Кабинета министров Украины имеют право заявить Верховной Раде Украины о своей отставке». Как по мне, это положение Конституции однозначно предусматривает, что отставка премьер-министра возможна лишь по его собственной инициативе. Оснований для иного толкования статьи 115 просто не существует. Кстати, закон «О Кабинете министров Украины» также ничего не говорит об отставке премьер-министра по инициативе парламента, дублируя при этом положения Конституции.

И здесь возможны два варианта. Либо Юлия Владимировна держит всех нас за дураков, не способных открыть в интернете Конституцию, либо же, мягко говоря, ее умственные способности не столь велики, раз она не в состоянии правильно толковать элементарные положения Основного закона. Честно говоря, даже не знаю, что хуже.

P. S. Единственное, в чем права Юлия Тимошенко в этой ситуации – это то, что отставка Яценюка и назначение Гройсмана с юридической точки зрения не выдерживают никакой критики и происходили с многочисленными нарушениями. Однако, если один человек не был привлечен к ответственности за, допустим, кражу, значит ли это, что каждый теперь может воровать, ссылаясь на этот факт? Думаю, что нет.

Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»

Загрузка...