В последнее время критики в адрес Арсения Яценюка раздается так много, что уже только ленивый не говорит о вероятности его отставки. И удобный момент как раз на подходе: вскоре правительство будет отчитываться о своих достижениях за год работы. Очевидно, кулуарные переговоры в самом разгаре, однако со стороны ситуация с отставкой Яценюка напоминает ружье на стене, которое может выстрелить, а может и не выстрелить... Но знатоки жанра не зря говорят: если висит – значит, будет использовано. И в случае с Яценюком это особенно актуально.
Краткий экскурс в историю обещаний Кабмина
Если же отбросить политические договоренности и отношения, то в сухом остатке получается следующее: в течение последних 12 месяцев члены украинского правительства раздали 807 публичных обещаний. Наиболее «многообещающим» среди них является как раз Арсений Яценюк: 189 обещаний. Примерно четверть из них премьер выполнил. Более 55% собственных обязательств глава правительства реализовать пока не смог. И хотя значительная часть из них еще имеют шанс быть выполненными (поскольку они подвязаны под бюджетный процесс), все же в риторике Яценюка за этот год было достаточно заявлений популистского характера, которые априори нельзя будет воплотить в жизнь до конца года. Например:
что средняя заработная плата в Украине составит 1960 долларов;
что украинские ВМС вернутся в Крым;
что Украина вступит в НАТО;
что Украина шаг за шагом будет возвращать Крым;
что произойдет полная децентрализация власти.
Среди более реальных обещаний, которые Кабмин провалил, можно выделить следующие:
медицинская реформа и закупка лекарств у международных организаций от Квиташвили;
реформирование фондов соцстраха от Розенко;
электронный нотариальный архив от Петренко;
«янтарные» законы и привлечения переселенцев на строительство «Стены» (собственно, как и сама «Стена») от Яценюка;
основательная кадровая перестройка органов внутренних дел от Авакова (не только на центральном, но и на региональном уровне).
Есть обещания, которые формально считаются выполненными, однако на практике пока вносят лишь хаос и дестабилизацию. Яркий пример – обещанная Аваковым замена МРЭО на современные сервисные центры. На бумаге – хорошо, на практике – все оформляют задним числом.
Конечно, есть и ложка меда в этой бочке дегтя. Правительству действительно удалось создать единый портал использования публичных средств, запустить работу Национальной полиции и Национального агентства по вопросам качества образования, упростить процедуру выдачи импортных документов для бизнеса, уменьшить ставки единого социального взноса (как показало время – также чисто формально, но прецедент все же создан).
Но пока все это больше напоминает косметический ремонт кают на тонущем корабле. Между тем, судно тянет на дно несброшенный балласт коррупции и трюмы, заполненные тысячами литров теневой экономики. А слабый двигатель экономики уже не выдерживает нагрузки и постепенно глохнет...
Красноречивые цифры
За последнее время Украина потеряла позиции во многих ведущих мировых рейтингах – даже по сравнению с не менее кризисным 2014 годом. Так, по показателю индекса экономических свобод мы потеряли сразу 7 позиций. Минус 3 позиции в индексе конкурентоспособности. Даже в индексе свободы прессы (казалось бы!) мы опустились на 2 позиции по сравнению с прошлым годом. Перечень сфер, где Украина демонстрирует планомерное снижение позиций, можно продолжать и продолжать...
Все это привело к тому, что накануне отчета правительства уровень общественного доверия к нему достиг критической отметки: поддержка народом Украины действий своего правительства сейчас едва ли не самая низкая за всю историю. Даже у Николая Азарова в разгар Евромайдана, в отличие от Яценюка и ко, была устойчивая поддержка на востоке Украины – почти 28% в конце января 2014 года. У Юлии Тимошенко в марте 2010-го – 25%, у Виктора Януковича в конце 2007 года – 27,3%.
Как свидетельствуют результаты опроса украинцев о результатах деятельности правительства, чрезвычайно негативно правительство Яценюка на юге страны оценивают 51,5% населения, на востоке – 50,1%, в центре – 40,8%, на западе – 29,9%. Словом, «правительство камикадзе» бьет все возможные антирекорды.
Следовательно, неприятие, а отсюда и отсутствие поддержки политики правительства Яценюка в обществе свидетельствует только об одном: Кабмин требует уже не точечных, а кардинальных изменений. Курок ружья на стене уже взведен и образной «пули в лоб» ждут все – от общества до западных партнеров, которые, судя по их заявлениям, главную причину нереализации реформ в Украине видят персонально в Яценюке... Ведь на Западе очень хорошо понимают, что камикадзе – это боги без земных желаний, а с их реализацией у действующего премьер-министра как раз огромные проблемы.
Напоследок
Если вероятная отставка правительства в ближайшее время все-таки состоится, то это повлечет за собой ряд последствий. Среди них:
выход из парламентского большинства фракции «Народного фронта» и распад коалиции;
длительное неназначение нового гшоловы правительства, малая вероятность своевременного принятия Государственного бюджета;
роспуск Верховной Рады, перевыборы, образование «ширки» с бывшими «регионалами»;
усиление в Украине политического кризиса и торможение парламентом конституционной и ряда других важных реформ.
Итак, перед Президентом (и гражданским обществом) стоит непростая дилемма: рубить голову змея, зная, что на ее месте вырастет три новых, или все же попробовать договориться. Судя по заявлениям Президента о том, что Украину ждут «4 года без выборов», он пока склонен ко второму варианту.
Алена Некрасова, Ирина Левицкая, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»