Еще во времена Второй мировой войны легендарный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль неоднократно указывал союзникам на стратегическое «слабое звено» кровожадной империи Гитлера, понимая под ним оккупированные нацистскими войсками Балканские страны. Тогда же с легкой руки лорда Черчилля английские журналисты в своих материалах начали употреблять устоявшееся выражение - «мягкое подбрюшье Европы»: именно Греция рассматривалась союзниками как альтернатива нормандскому плацдарму при разработке военной стратегии по открытию второго фронта против режима нацистской Германии.
Сейчас одна из крупнейших стран бурных Балкан - Греция - в который раз за последние 5 лет становится источником финансовой нестабильности для всего содружества европейских стран. А там, где тонко - всегда рвется.
Ситуацией очередной несостоятельности Греции рассчитаться со своими кредиторами - МВФ и Евросоюзом - умело воспользовались в России. Европейские СМИ неоднократно писали об официальных и тайных визитах премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву. Очевидно, и идея провести референдум по поводу целесообразности новых предложений кредиторов о реструктуризации греческих долгов заимствована из инструментария любимых методов решения проблемных вопросов российских пропагандистов. Впрочем, несмотря на скандальные попытки греческого правительства перенести ответственность за свои действия на рядовых граждан, мнением последних все-таки пожертвовали: после 16-часовых переговоров, по решению саммита глав государств и правительств 19 стран еврозоны, было принято решение оставить Грецию в сообществе «на основании достигнутого с Афинами согласия о выполнении обязательств перед кредиторами». По предварительной информации, в следующие 3 года МВФ и европейские страны предоставят Греции около 90 млрд евро кредитов на льготных условиях в обмен на проведение жестких реформ.
Почему правительство Греции ловко «слило» результаты референдума своих же граждан, почему снова согласилось на условия европейских и американских кредиторов? Очевидно, одной из главных версий таких маневров греческих властей является четкая уверенность в том, что других союзников в борьбе с внутренним экономическим кризисом им не найти. «Все резкие заявления Греции были нужны для того, чтобы повысить вес нового правительства и попытаться добиться каких-то выгодных условий для себя. То есть не слепое выполнение требований кредиторов, а попытка действительно вести переговоры. С другой стороны, нужно рассматривать эту ситуацию с позиции политических соображений. Есть субъективные вещи, связанные с влиянием России, которая стремится дестабилизировать ситуацию на уровне Евросоюза», - анализирует ситуацию в Греции президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его мнению, учитывая нынешнее состояние экономики России, Греция просто выбрала более надежный вариант. Кстати, с юридической точки зрения, ЕС не мог исключить Грецию из еврозоны, ведь в европейских соглашениях указано, что приобретение такого статуса имеет необратимый характер.
Очевидно, попытка представителей российской власти убедить греческое правительство совершить ряд деструктивный действий, что привело бы к серьезным последствиям для дальнейшего успешного функционирования Евросоюза, временно потерпела поражение. Один из влиятельных европейских политиков, бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт назвал такие действия ничем иным как «попыткой раскола Запада». «Путин хочет разделить Евросоюз, а также Европу и США», - рассказал европейский политик в одном из своих интервью. По его мнению, конечной целью таких вмешательств России является ослабление позиции ЕС в вопросе действующих санкций. Правда, у президента РФ есть еще несколько идей, как выпутаться из неудобного положения: некоторые из них находятся в плоскости экономических отношений, другие - в дипломатической сфере.
В начале июля в российском городе Уфа состоялся саммит лидеров стран БРИКС - Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Главная «фишка» саммита - создание альтернативы Всемирному банку и МВФ - так называемого «Банка БРИКС». С недавних пор ключевые партнерские отношения Россия развивает именно с Китаем и другими странами Центральной Азии. Смещение акцентов в экономическом сотрудничестве произошли после введения санкций со стороны стран Запада из-за военной агрессии РФ на Донбассе и аннексии Крыма. Правда, эксперты видят в действиях российского руководства вынужденный шаг: России нужно куда-то поставлять свои энергоресурсы и для этого нужно открывать другие направления и рынки. Интересно, что именно в КНР наиболее положительно восприняли такое изменение вектора РФ. Однако это вовсе не означает усиление экономических позиций для Москвы: Китай и другие страны Востока могут просто раздавить внутренний рынок РФ своей мощной экономикой. То есть, ни о каком экономическом лидерстве или геополитическом доминировании речи не идет, скорее российский президент пытается найти ситуативных союзников, чтобы немного перевести дыхание и улучшить экономическое положение.
Кроме не слишком убедительного бряцания оружием, Россия пытается любым способом использовать свой дипломатический вес в формате международных организаций. Последние подобные демарши касаются тех же Балкан - Россия наложила вето на резолюцию Совета безопасности ООН, касающейся трагических событий в Сребренице. В документе предлагалось признать резню в Сребренице в 1995 году геноцидом.
И хотя не стоит преуменьшать всех экономических проблем стран еврозоны, политические и дипломатические попытки России хоть как-то дестабилизировать ситуацию в ЕС будут иметь краткосрочный эффект. Поэтому пока что основными козырями России в международных отношениях остаются применение военной агрессии и угрозы использовать ядерный арсенал.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»