16 апреля председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман заявил, что парламент примет закон, который «даст реальные инструменты для наведения порядка в городах, селах и поселках». Речь идет о законе о муниципальной полиции, который Верховная Рада должна принять уже до июня этого года.
Желание добиться введения муниципальных органов правопорядка время от времени возникало у многих политиков. Во время последних парламентских выборов задекларировали в предвыборных программах этот пункт едва ли не все. Так, законодательство «О муниципальной полиции» обещали в «Самопомощи», «Народном фронте», «Блоке Петра Порошенко», «Оппозиционном Блоке» и «Батькивщине». При этом, за полгода работы данный документ так и не был рассмотрен. Впрочем, создание такого органа обещали перед выборами и на местах.
В Киеве такое обещание давал Виталий Кличко. Перед избранием на пост мэра он обещал ввести муниципальную милицию, которая будет подчиняться городскому совету Киева. В Черновцах – городской голова Алексей Каспрук. В Запорожье уверял в создании муниципальной охраны бывший губернатор области Валерий Баранов. А в Черкассах – ныне действующий глава Черкасской ОГА Юрий Ткаченко. Пока все эти обещания остаются невыполненными, как и соответствующие заявления премьера Яценюка и спикера Гройсмана.
Хотя нельзя сказать, что потребности в «наведении порядка» в регионах нет. Исходя из исследования «Слова и Дела», больше обещаний мэры областных центров Украины дали именно в сфере благоустройства, инфраструктуры и социальной защиты. Не очень отличается ситуация и на областном уровне. Правда, там на первом месте обещания по поводу улучшения инфраструктуры. Именно контролем за этими вопросами, по словам Гройсмана, и должна заниматься муниципальная охрана.
Среди главных задач муниципальной полиции: наложение штрафов, обеспечение охраны общественного порядка, охрана коммунальных объектов, оказание правовой и социальной помощи гражданам, обеспечение соблюдения земельного и природоохранного законодательства, благоустройства территории, контроля за чистотой улиц, парков, скверов и придомовых территорий. Кроме того, такой орган должен следить за парковкой автотранспорта, охранять памятники истории и культуры. При этом, финансируется такая деятельность из городского бюджета, а подчиняется такой орган внутренних дел городскому совету или непосредственно мэру.
Создание такой службы полностью поддерживается экспертным сообществом. Так, по словам руководителя Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, сейчас сферы деятельности муниципальной полиции еще до конца не оговорены.
«Муниципальная полиция может быть элементом общей правоохранительной системы, в рамках децентрализации подчиняется местному самоуправлению, но относится к общей национальной полиции. Это может быть патрульная служба на улицах города и «шерифы» – участковые милиционеры, которые назначаются с участием местных органов и отвечают перед ними. Есть и другая модель: все эти функции, вместе с привычными нам, должна выполнять национальная полиция, в то время как муниципальная полиция - еще что-то дополнительное, с ограниченной сферой полномочий, которая создается самими органами местного самоуправления и занимается поддержанием порядка во время мероприятий, сбором средств за парковку, соблюдением правильной парковки и т.д.», – рассказывает «Слову и Делу» эксперт.
По мнению Колиушко, муниципальная полиция должна появиться не сейчас, а в рамках децентрализации, вместе со всеми другими полномочиями, которые будут «спускаться» к местному самоуправлению. По его мнению, этот орган должен быть элементом системы национальной полиции, но подчиняться городской власти.
Что же касается опасений создания «мэрской полиции», то, по словам специалиста, бояться нечего.
«В муниципальной полиции ограничена сфера компетенции, поэтому не нужно бояться «частных армий». Нужно просто подумать, как в законе урегулировать, чтобы муниципальная полиция и остальное, за что отвечает местное самоуправление, было подконтрольно также государственным органам. Это не означает, что будет частная милиция мэра. Мэр будет участвовать только в кадровых назначениях и финансировании органа из городского бюджета», – отмечает Колиушко.
Поддерживает такое мнение и юрист Юрий Мартыненко. По его мнению, двойного подчинения муниципальной полиции быть не может.
«Муниципальная полиция будет иметь финансирование из двух источников: во-первых, это Министерство внутренних дел, во-вторых, городская или районная администрация. Все равно вертикальное подчинение будет МВД и комиссару полиции, потому что национальная полиция будет в составе Министерства внутренних дел. Планируется такая же вертикаль правоохранительных органов, как у поляков. Многие европейские страны имеют опыт создания муниципальной полиции. Градоначальник не сможет командовать, двойного руководства не будет, так как этот орган будет подчиняться полицейскому руководству, а городские власти смогут только финансировать и помогать, чтобы полиция лучше работала», – подчеркнул эксперт.
При таких условиях анонсированное Гройсманом принятие законодательства по муниципальной полиции выглядит действительно точным решением. Создание дополнительного органа охраны на местах может стать одним из лучших решений по урегулированию городского быта. Впрочем, только при условии, что создание этого органа состоится после бюджетной децентрализации и реформирования высшего правоохранительного руководства.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»