Вчера, 6 декабря, Верховная Рада VI созыва на своем последнем заседании приняла закон о государственном бюджете на 2013-й год. С первого взгляда на новую государственную смету становится ясно, что большинство её макроэкономических показателей не соответствуют обещаниям, которые раньше давали политики. Остановимся подробнее на главных просчетах чиновников.
Доходная часть бюджета. 23 августа Премьер-министр Николай Азаров сообщил, что доходная часть государственного бюджета на 2013-й год составит примерно 500 млрд. грн. Однако в утвержденном Верховной Радой бюджете доходная часть составляет лишь 361,5 млрд. грн.
ВВП. Согласно с новым госбюджетом, рост ВВП в следующем году составит 2,5% при пессимистичном развертывании событий и 3,4% - при оптимистическом. Однако ранее Николай Янович обещал, что объемы валового внутреннего продукта вырастут как минимум на 3%. До этого правительство прогнозировало рост ВВП на 6,5% при оптимистическом сценарии и 4,5% - при пессимистическом.
Дефицит бюджета. В прошлом году Первый вице-премьер-министр-Министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявил, что дефицит государственного бюджета в 2013-м году не превысит 2 %, но прогнозы Министра были слишком оптимистичными. В главном бюджете на 2013-й дефицит бюджета составляет 3,2% (50 млрд 432 млн грн.).
Валютный курс. В сентябре текущего года Николай Азаров заверил, что в первой половине 2013-го года курс гривны будет находиться в рамках коридора 8,11 - 8,2 грн./долл., однако разработанный под его председательством государственный бюджет предусматривает курс доллара на уровне 8,5 грн/долл.
Минимальная заработная плата. Просчитался Премьер-министр и с повышением заработной платы. Если в начале осени он отмечал, что в следующем году рост минимальной зарплаты составит 8,5% (почти 100 грн.), то в начале зимы перечислили показатель до 71 грн.
Тарифы ЖКХ. Непонятно, каким образом Министерство энергетики и угольной промышленности Украины будет выполнять обещания по выходу Украины из энергетической зависимости, ведь финансирование данного Министерства сократилось на 37% (8 млрд грн.). В частности, ликвидирована компенсация НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его продажи субъектам хозяйствования для производства тепловой энергии для населения (в 2012 г. - 3,9 млрд грн). Поэтому интересно, каким образом правительство планирует не повышать тарифы на газ для населения в следующем году.
Украинцам следует бояться повышения стоимости и других коммунальных услуг. В новом госбюджете субвенции на погашение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги сокращены втрое (на 2 млрд. грн.). Наверное, регионал Дмитрий Саваш, который недавно обещал, что тарифы для населения не поднимутся, планирует выплатить разницу по субвенциям из собственного кармана.
Кому же повезло с расходами в новом бюджете? Отвечаем: повышены расходы на содержание милиции, СБУ, Верховной Рады и даже какой-то мифической программы "Фундаментальные и прикладные разработки и исследования в сфере государственного управления, стратегических проблем внутренней и внешней политики ...".
Новый бюджет поспешили раскритиковать представители разных политических сил. Минагропром Николай Присяжнюк успел заявить, что будет инициировать изменения в новый финансовый закон. Такое мнение высказывают и сами авторы бюджета. Возникает вопрос: если бюджет настолько несовершенен, то зачем его было принимать такой спешке? И кто будет отвечать за бюджетные просчеты правительства, которое уже ушло в отставку?
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»