«Я верю, что судьба улыбнется нам в общем европейском доме», – сказал в четверг, 9 апреля, в сессионном зале Верховной Рады Украины президент Польши Бронислав Коморовский. Именно такими словами глава государства-соседа подытожил свое выступление. По его убеждению, стабильной, безопасной Европы не будет, если ее частью не станет Украина.
Кто из украинцев, еще с начала Евромайдана, не ожидал услышать такие слова? Но можно ли принимать слова за действия? Могут ли речи утешить народ, страдающий от затяжной войны? Президент Украины Петр Порошенко ожидает от Европы более решительного признания европейского направления официального Киева. После переговоров с Брониславом Коморовским в среду в Киеве Глава украинского государства заявил, что надеется на поддержку украинской позиции по поводу предоставления безвизового режима с 1 января 2016 года на Рижском саммите, который состоится 21-22 мая.
Судя по настроениям европейских коллег, безвизового режима ожидать не стоит. По мнению министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса, максимум, на который могут рассчитывать украинцы – либерализация визового режима. Но виновата ли в таких нерешительных шагах Европа? Достаточно ли делает для всесторонней евроинтеграции украинская сторона?
Попробуем обновить в памяти хронологию событий, а главное – обещаний. Первый шаг на пути к евроинтеграции был положен 21 марта 2014 года. Тогда Арсений Яценюк подписал политическую часть Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Уже через три месяца, 27 июня, Петр Порошенко подписал экономическую часть. После этого все, кому заблагорассудится, долго говорили о необходимости назначить управляющего «европути» – вице-премьера по вопросам европейской интеграции. Сделать этого в правительстве не могут уже 10 месяцев. То есть, до сих пор не создана ни служба, ни министерство или иная организация, которой бы полностью отдали полномочия по контролю за выполнением Соглашения об ассоциации, и которая держала бы руку на пульсе своевременной адаптации украинского законодательства к европейскому. Верховной Радой до сих пор не рассмотрены законодательные акты, которые урегулируют торговлю между Украиной и Евросоюзом. А это вопрос кормов, ветеринарных проверок на границах, информирования потребителей о свойствах пищевых продуктов. До сих пор не решен вопрос претензий от ветеринарно-продовольственного бюро Евросоюза, которое критически отнеслось к украинским молокопродуктам. То есть украинские производители, которые могли бы успешно конкурировать на европейских рынках, до сих пор не имеют такой возможности из-за ненадлежащей законодательной работы.
А сколько обещаний наших депутатов касалось перехода на европейские экологические стандарты? Только в марте этого года нардеп от «Самопомощи» Остап Еднак пообещал, что поддержит законопроект «Об оценке воздействия на окружающую среду», а министр экологии Игорь Шевченко уверял, что предоставит в ВРУ новый закон об обращении с отходами и об упаковке и отходах упаковки. Впрочем, последнее обещание давалось и министром экономического развития и торговли Украины Айварасом Абромавичусом, но все они до сих пор остаются невыполненными.
Много обещаний, связанных с гармонизацией украинского законодательства, еще в процессе выполнения. Но есть и выполненные. В частности, в медицинской сфере. Прежде всего речь идет о регистрации законопроекта по урегулированию вопросов госзакупок лекарственных средств через международные агентства ВОЗ и ЮНИСЕФ. 19 марта 2015 года Верховная Рада Украины 241 голосом народных депутатов поддержала проект закона №2150. Положительную оценку от «Слова и Дела» получает Ирина Сысоенко, которая таким образом сдержала свое слово.
В условиях такой «плодотворной» работы, непредоставление Украине лишних преференций не кажется слишком оскорбительным. Как справедливо отметил директор Центра общественных отношений Евгений Магда в комментарии «Слову и Делу», сейчас «важно не допустить вспышки евроскепсиса, разочарования из-за неполучения Украиной безвизового режима с ЕС. Для нашего государства евроинтеграция – процесс, который, возможно, важнее результата».
В целом, с этим можно согласиться. А если Украина действительно будет идти по пути евроинтеграции не словом, а делом, то ближайший визит Бронислава Коморовского выльется не в громкие речи, а в партнерские предложения.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»