Вновь непроходной

Избирательная стратегия и построение кампании политической силы «Гражданской позиции Анатолия Гриценко» (ГП) больше всех соответствовала духу постреволюционных изменений в стране. В избирательном списке партии были и общественные активисты, и активные участники революционных событий на Майдане, партия подробно отчиталась об источниках ее финансирования. А объединение усилий с партийцами «Демократического альянса» с частичным представлением их в избирательном списке – однозначно добавило баллов этой политической силе и лично экс-министру обороны Анатолию Гриценко. Высокая узнаваемость господина Гриценко среди избирателей и была основным расчетом технологов при разработке избирательной стратегии партии.

Летом и вначале избирательной кампании осенью рейтингов, а, следовательно, и поддержки потенциальных избирателей ГП хватало, чтобы попасть в новую Верховную Раду. Впрочем, оптимизм начал понемногу угасать, когда уже в октябре поддержка партии скатилась до показателя 5% проходного барьера. А уже результаты подсчета ЦИК голосов «Гражданской позиции» показали, что партия оказались далеко за чертой уровня попадания в парламент – за нее проголосовали 3,1%, или 489,386 избирателей.

Сокрушительное поражение на выборах не означает, что ГП стоит списывать со счетов. Однако стратегия партии, особенно в ее технологической плоскости, должна существенно измениться. Почему, несмотря на наибольшее соответствие настроениям прогрессивной части избирателей, ГП так и не смогла преодолеть хотя 5% избирательного барьера? Попробуем проанализировать:

1.  Слишком сильная привязка имени лидера к партии. Это заметно даже в названии политической силы. Конечно, большую массовость поддержки списка партии пытались «протянуть» с помощью личности Анатолия Гриценко, ведь остальные фамилии в списке известны только определенным слоям населения. Как бы обидно это ни звучало, но ГП количественно не хватало «своего избирателя».

2.  Слишком длинное и неприметное название партии. Пока ГП – это еще не узнаваемый бренд. В отличие от ее лидера.

3.  Активность конкурентов. Не секрет, что основным конкурентом, который значительно перебрал на себя электорат «Гражданской позиции», была партия «Самопомощь». Особенно это было ощутимо в Киеве, где электорат ГП и «Самопомощи» в буквальном смысле наслаивался.

4.  Отсутствие достаточного количества наружной рекламы и активности на ТВ. Это именно то, что дало преимущество конкурентам ГП. Сказалось отсутствие достаточного финансирования и принципиальная позиция партийцев относительно его прозрачного расходования. К сожалению, пока массовый избиратель обращает больше внимания на тех, кто способен вовсю заявить о себе с экранов телевизоров и билбордов.

5.  Новизна, которая не ассоциировалась ни с одной положительной активностью для избирателей. Преимущество мэра Садового, а следовательно и «Самопомощи», состоит в четких аллюзиях с «хорошим, убранным и уютным Львовом», а вот Гриценко ассоциируется разве что с «правильными» и понятными заявлениями, однако реальных действий по этим заявлениям никогда не было. Положительные достижения от деятельности «Демальянса» в области борьбы с коррупцией были более ощутимыми, однако, к сожалению, пока не конвертируются в голоса массового избирателя.

6.  Слишком много критики оппонентов. Анатолий Гриценко справедливо, однако слишком часто критиковал всех без исключения своих оппонентов. Такой шаг должен был сплотить собственного избирателя, однако после революционных событий на Майдане в обществе остается сильным запрос на объединение всех политических сил, которые были партнерами во время борьбы с режимом Януковича. Поэтому следовало бы учитывать такие настроения и попытаться найти хотя бы одного союзника из партий-фаворитов, которые имели больший рейтинг поддержки среди избирателей.

После выборов Анатолий Гриценко заявил о том, что низкий результат «Гражданской позиции» склоняет его к решению о целесообразности его дальнейшего пребывания на посту лидера партии. Конечно, такое заявление можно оценить как положительный шаг для будущего развития политсилы, оно свидетельствует об уважении к демократическим ценностям партийцев ГП. Однако, на данный момент партии, чтобы одержать победу на любых будущих выборах, следует больше прислушиваться к так называемому «массовому избирателю». Или хотя бы попробовать изменить его установки и завоевать расположение.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...