Вчера в помещении театра им. Леси Украинки состоялись организованные фондом «Эффективное управление» публичные дебаты «Качественные дороги - дорогое удовольствие для Украины». Их участниками стали четыре эксперта - партнер аудиторской и консалтинговой компании Deloitte Саймон Диксон, директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, международный эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Андрас Тимар и глава «Укравтодора» Евгений Прусенко. Два первых отстаивали мнение, что для строительства качественных дорог в Украине пока не время, другие два им оппонировали.
Интересно, что представитель украинского правительства и человек, который, собственно, отвечает за дорожное строительство в нашей стране - Евгений Прусенко - отстаивал позицию, что качественные дороги, сколь бы затратно это ни было, строить нужно. Исходя из существующего положения вещей участие Прусенко в дебатах было бы логичным с противоположной стороны, потому что, когда человек, наделенный, казалось бы, всей полнотой власти, говорит, что он двумя руками за качественные дороги, а этих дорог не было, нет и еще очень долго не будет - возникает какая-то нестыковка.
Сосредоточившись на выступлении Прусенко, проанализируем основные его месседжи. По словам главы «Укравтодора», экономика ежегодно теряет огромные суммы из-за некачественных дорог - потери эти базируются в первую очередь на перерасходах горючего и общем росте расходов на перевозку из-за уменьшения скорости; необходимости в дополнительном ремонте автомобилей; увеличении количества ДТП и прочее. Цифры, которые привел чиновник - астрономические: по его данным, 12 лет назад эти потери составляли примерно 20 млрд. грн. в год, или 3,5 % тогдашнего ВВП, а сейчас выросли до 55 млрд. грн. в год (3,7% ВВП) . Между тем, если бы эти деньги вложить в строительство дорог, а не в ликвидацию последствий их отсутствия, украинская сеть автомагистралей развивалась бы прямо-таки семимильными шагами и быстро догнала или, по крайней мере, приблизилась бы по качеству к европейской. «Качественные дороги стоят дорого, но бездорожье дороже», - резюмировал по этому поводу Прусенко.
Глава «Укравтодора» также поделился новостью «в тему» - незадолго до дебатов правительство приняло постановление об утверждении государственной программы развития дорог на 2013-2018 годы, которой на благо украинской дорожной инфраструктуры предусмотрены существенные ресурсы. Впрочем, программа, конечно, в теории вещь хорошая - но на практике ее выполнение традиционно вызывает сомнение.
Главный дорожник на дебатах в очередной раз заговорил о необходимости передать местные дороги, и, соответственно, ресурсы на их ремонт и содержание, в ведение местных органов власти. «Не может чиновник из Киева определять, какую дорогу в первую очередь между двумя селами отремонтировать», - отметил он. Но Прусенко и ранее заявлял, что сеть местных дорог будет передана на содержание местным органам власти, а также называл конкретные сроки - до конца 2013 года, соответствующее обещание есть в системе «Слово и дело». Получаеться, глава «Укравтодора» просто еще раз повторил свое «надо», хотя через 2,5 месяца после данного обещания можно уже бы рассказать и о каких-то промежуточных результатах его выполнения.
Согласно словам чиновника, развитие дорожного строительства в настоящее время и в нынешних условиях должно держаться на «трех китах» - рациональном использовании ресурсов, прозрачности тендерных процедур и всех стадий строительства, а также усилении ответственности и контроля за качеством ремонтных работ. В этом контексте Прусенко поделился имеющимся наработками - так, «Укравтодор» при поддержке Всемирного банка первым среди украинских ведомств присоединился к международной инициативе по прозрачности в строительном процессе, кроме того сейчас с Европейским банком реконструкции и развития проводится совместный пилотный проект по внедрению системы эксплуатации дорог по конечным результатам: подрядчикам вроде как будут платить не за объемы работ, а «за то, в каком состоянии дороги». Поднял Прусенко и тему гарантийных сроков, которые строители должны предоставлять по сданным ими объектам - напомним, ранее он уже обещал закрепить гарантийные межремонтные сроки службы дорог в Государственных строительных нормах.
Еще одним пунктом, на котором акцентировал внимание глава «Укравтодора» в своем выступлении, является усиление весового контроля, в частности путем его автоматизации и, соответственно, уменьшения коррупционной составляющей. Как рассказал чиновник, уже первый месяц работы автоматической весовой станции на дороге Киев-Чоп возле Капитановки показал, что в данном пункте около 17% транспортных средств были перегружены на 20-40%, а это, согласно его словам, имеет катастрофическое влияние на дорожное покрытие.
Во время дебатов не получилось обойти и тему средств, за счет которых, собственно, дороги и будут строиться. По словам Прусенко, есть три основных источника финансирования дорожных проектов, и все эти три источника - проблемные: госбюджет, кредитные ресурсы, а также привлечение частных инвесторов для строительства платных дорог по западному
образцу. Бюджетная статья на дороги формируется главным образом за счет акциза на топливо, который заложен в его стоимость и, который, собственно, водители платят каждый раз, когда заезжают заправиться. Хотя по сравнению с другими странами Европы указанный акциз в Украине крайне невысок, существенное его повышение вряд ли обойдется без массовых протестов да и вообще маловероятно - зарплаты у большинства украинских водителей тоже далеко не европейские, и уже нынешняя цена бензина воспринимается ими как «дальше некуда». С кредитными ресурсами дела не лучше - как отметил Прусенко, даже крайне выгодные кредиты мировых банковских институтов для его ведомства сейчас маловероятны. С частными инвестициями тоже вопрос - европейский опыт в этом аспекте неоднозначен, и некоторым странам приходилось покрывать убытки частных инвесторов, которые те испытывали из-за недостаточно высокого трафика на платных дорогах. То, что в Украине с трафиком проблем не будет, шансов очень мало, тем более, учитывая, что многие водители еще долгое время будут воспринимать платные дороги как нонсенс.
Так или иначе, несмотря на то, что нерешенных проблем пока гораздо больше, чем достижений, а вопросов - больше чем ответов, глава «Украавтодора» иногда выражал оптимизм и уверенность в необратимом курсе Украины на строительство качественных дорог. Конечно, если и в дальнейшем жить планами и программами развития на долго- и среднесрочную перспективу, то можно тешить себя иллюзиями об изменениях, но если главы ведомств, имея за спиной 22-летний опыт развития независимого государства, говорят лишь о будущих планах, констатируя самое ужасное состояние дорожной сети за эту же 22-летнюю историю, то поводов для радости остается мало.
Между тем, складывается впечатление, что государственное управление в Украине пронизано каким-то кафкианским абсурдом, где все действует по своим, непонятным, парадоксальным законам, поскольку мы то и дело видим беспомощность опытных профессионалов в решении вверенных им вопросов, даже если искренне поверить в их попытки изменить ситуацию, по крайней мере такая вера вроде читалась в выступлении господина Прусенко. Скорее всего, этот кафкианский абсурд на самом деле не что иное, как коррупция, но от понимания этого факта никому не легче. Еще одна реминисценция после вчерашних дебатов напрашивается из названия фильма «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Хорошо, что хоть оригинальное название кинокартины Lost Highway перевели ближе к нашим реалиям - хайвеев западного образца нам еще точно не видеть очень долго.
P.S. В системе «Слово и дело» по состоянию на сегодня зафиксировано 18 обещаний Евгения Прусенко, и только одно из них пока выполнено.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»