17 сентября на территории свободного пространства FREUD HOUSE состоялась свободная экспертная дискуссия, инициированная «Словом и Делом» на тему: «Эволюция политических спекуляций или как спасти рядового избирателя?».
Среди перечня вопросов, что поднимались в ходе обсуждения: главные информационные тренды, технологическая, социологическая и электоральная составляющая парламентской избирательной кампании 2014 года. А также вопросы развития гражданского общества и тема эффективности и контроля над политиками.
Участники - ведущие политологи, аналитики, блогеры и представители политических партий и общественных организаций в Украине, профессора, кандидаты и доктора наук. «Слово и Дело» предлагает ознакомиться с ключевыми тезисами, которые были высказаны в ходе мероприятия.
Алексей Якубин, политолог
Изменилось то, что ничего не изменилось
Наш избиратель хочет готовых простых рецептов, не хочет думать и размышлять, брать на себя ответственность за свой выбор. Предстоящие выборы — еще более архаичны и требуют мифических героев — казаков и псевдовоенных. Люди, которые пройдут по спискам первый раз, потратят не менее года на понимание механизма работы парламента. Есть ли у общества возможность столько ждать? Эти выборы — попытка законсервировать ситуацию в украинском обществе, но это временное решение проблем.
Александра Решмедилова, политолог
Чем больше узнаешь демократов, тем больше любишь левых
Наличие спекуляций воспринимается как должное. Судя по партспискам, у нас мало людей профессионалов, которые имеют представление о работе законодательного органа и вообще не представлено левое крыло - роль левых партий очень преуменьшается. Нужно обратить внимание, кто будет писать законы. У нас есть механизмы политической и парламентской ответственности, но они не работают. Первичная ответственность лежит на избирателе — за того, кого он привел к власти.
Петр Олещук, политолог
Политсилы считают, что избиратели деградировали
Не стоит переоценивать присутствие военных в партийных списках - я сомневаюсь, что они будут играть значительную роль в политике. За их спинами в списках и идут те же люди, которые в ВР уже были. Почему именно эти военные попали в списки - ответ очевидной. Но все это может иметь существенные последствия, когда мы увидим персональный состав и работу нового парламента, относительно эффективновности которого у меня есть серьезные сомнения.
Тарас Загородний, политический эксперт
Люди всегда хотят во что-то верить
В стране мы впервые видим появление институтов государства, которых не было до 2013 года. Во-первых, это церковь Киевского партиархата. Во-вторых - институт армии. Более того, сейчас идет смена политических поколений в стране. Что касается левых партий — они себя дискредитировали. Люди хотят спекуляций и получают, что хотят.
Юрий Саух, кандидат философских наук, доцент
Градус использования спекулятивных и манипулятивных технологий будет только возрастать
Какой будет украинская государственность после трагических событий в нашей стране? Будет ли монолитным украинское общество? Насколько оно будет способно, будучи единственным социальным видом противостоять внешним вызовам? Вот важнейшие вопросы, в контексте перезапуска нового проекта Украина. Очевидно, градус использования спекулятивных и манипулятивных технологий будет только возрастать - но это не только лишь украинская тенденция, а мировая, глобальная. Украина стала тестовой площадкой, где так или иначе отрабатываются новейшие технологии управления общественно-политической сферой.
Сергей Телешун, доктор политических наук, профессор
Сегодня молодежь воспринимает милитаристский стиль поведения как способ решения любых политических или социально-экономических проблем
Меня интересуют модели поведения тех групп, сейчас присутствуют в списках основных политических сил, поведенческая характеристика «военных» и «групп давления», которыми они будут финансироваться. Прежде всего, у нас довольно мало кадровых, так называемых корпоративных военных, идущих в политику. У нас есть общественный сектор, что пошел в военное дело. Сегодня молодежь воспринимает милитаристский стиль поведения как способ решения любых политических или социально-экономических проблем, его силовую составляющую. Какие функции должны выполнять люди которых мы выбираем? В какой степени страна и общество выбирает Верховную Раду с точки зрения ее инструментальности и функциональности? Оценивать качество партийных списков необходимо исключительно с точки зрения эффективности кадрового состава, способности решать социально и экономически значимые проблемы, а критерий эффективности в данном случае - в какой степени были решены стратегические и приоритетные задачи.
Александр Радчук, политический журналист, блогер
По мажоритарке будет очень много черного пиара
Что касается пропорциональной составляющей выборов - революция фактически разрушила схемы, по которым в Раде основными игроками были финансово-промышленные группы, они сейчас находятся в состоянии перегруппировки и принятия решений относительно ставок на новых персон в политике. По мажоритарке - мы увидим, что старые мажоритарщики планируют использовать любые щели, чтобы попасть в Раду. Я думаю, что по мажоритарке будет очень много черного пиара, особенно против бывалых кандидатов. Но, как показало общество на примере Журавского, шансов у них не много.
Эдуард Андрейченко, директор медийного агентства «Украина-АРТ»
Мы строим институты при неправильной архитектуре
Частота выборных процессов несомненно подогревает рекламный рынок, который по сути сами рекламисты и завалили. Относясь с особым цинизмом к потребителям рекламы, они в итоге как граждане своей страны стали заложниками безмерно отупевшего в принятии решения плебса, который ждет от самого прогрессивной части украинского менеджмента сигнала. Вот они и будут за деньги хоронить надежды своих потомков! Тяжело заставить себя уважать отупевших потребителей информации, производителей этой информации и распространителей. Оценить же выбор этих пациентов может только срециалист по клинической сфере из совершенно другой отрасли человеческой деятельности.
Дмитрий Раимов, политтехнолог
Где критерий эффективности власти?
Мы начнем хорошо жить, когда начнем ставить вопросы экономического развития страны и эффективности политикума. Где критерий эффективности политика? Функции — изложены в Конституции и законах. Обязанности - тоже можно найти. Предположим — это политические программы партий, но ведь из них выполняется только малая доля. Вопрос о критериях эффективности нужно задавать и тем, кто голосует и тем, кто рассуждает - политологам и журналистам.
Александр Солонтай, кандидат в народные депутаты
Нельзя допустить падения социальной энергии
Будет частичное обновление парламента. Я разделяю мнение, что действующие депутаты сделали все для того, чтобы переизбрать самих себя и представить это обществу за обновление. Но это было одно из требований Майдана - сделать выборы. Но, если не получилось по новым правилам, то лучше по старым, чем никак.
Анастасия Соснова, политический журналист, блогер
Перемирие - ради нового кредита
Нужно вдохнуть в страну экономическую жизнь, но кто и за счет чего собирается поднимать экономику страны? Для чего подписались примирительные договоры? Ради очередного кредита, ради транша МВФ. Украинцев ждет холодная и голодная зима, в бюджете дыра - если мы его не получим - в марте третий Майдан разберет ВР и АП на кирпичи из которых уже не построить новую страну.
Гандзюк Екатерина, общественный деятель
Государство пытается угадывать, чего хотят люди, а не спрашивает
Корень проблемы лежит в информационной политике, которую должно проводить государство. Получилось искривление: государство пытается угадывать, чего хотят люди, а не проводит свою политику. Те, кто сегодня отвечают за информационную политику, берут за срез общественного мнения комментарии на популярных блогах и страницах в Facebook, но это далеко не вся страна. Это в свою очередь продолжает углубление разрыва между властью и обществом.
Виктор Таран, политический эксперт
Главное чтобы выборы состоялись — хотя бы для видимости перезагрузки
В обществе существует миф, что если привезти западных специалистов с хорошим образованием и расставить их на руководящие должности в органах власти - это позволит решить все наши проблемы. Но, как показывает практика, изменение во власти только людей без изменения правил и принципов функционирования государственной власти ничего не дает. Существующая коррупционная и прогнившая система государственной власти перемалывает людей, не давая ничего сделать. Для установления новых «правил игры» нужна политическая воля, которой не имеет в нынешних политиков. Ведь им проще производить бессодержательные популистские смыслы, на которых придя к власти, продолжать грабить государство.
Фото: Денис Филиппов, специально для СиД
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»