Вопрос о политической люстрации появился в повестке дня еще в начале революционных событий на Майдане. Собственно, именно после бегства экс-президента Виктора Януковича и большинства его команды с руководящих должностей в правительстве и силовых органах, общественность поставила вопрос ребром: нужно провести люстрацию всего чиновничьего аппарата не только в центральных органах власти, но и на местах.
С тех пор начались ожесточенные дискуссии по поводу того, каким образом должен происходить процесс очистки властной горизонтали и вертикали, и по каким критериям.
Интересно, что у большинства украинских политиков термин «люстрация» вызывает если не ужас, то, по крайней мере, непонимание сути вопроса. Например, выступая на знаменитой пресс-конференции в Ростове, Виктор Федорович боялся даже не за себя, а за своего младшего внука, которого, по его словам, «занесли в список тех, кого нужно люстрировать». После этого, внучек в срочном порядке был эвакуирован из детсада и переправлен в надежное место за границу.
На самом же деле, люстрация - это административная процедура проверки личности на соответствие критериям занимаемой чиновничьей должности. Ее последствия могут быть разными - начиная от запрета занимать должности определенного ранга, заканчивая открытием уголовных дел за злоупотребление т.д.
Для реализации процесса «очищения власти» в начале марта при Кабмине был создан общественный орган - Люстрационный комитет во главе с журналистом и общественным деятелем Егором Соболевым. Однако, его первые законодательные инициативы по очистке судейского корпуса не нашли поддержки среди народных депутатов. Интересно, что люстрационные инициативы всячески поддерживало Министерство юстиции во главе с бывшим «батькивщинцем», многолетним соратником Арсения Яценюка Павлом Петренко.
И вот, казалось бы, долгожданное чудо: наконец, посредством широкой огласки и давления на депутатов ВР со стороны общественности, в первом чтении был поддержан законопроект №4359а «Об очистке власти». Этот документ - фактически, первый реальный шаг со стороны народных избранников на пути к реализации широкомасштабной чистки среди чиновников всех возможных рангов.
Относительно критериев, то, согласно документу, люстрации подлежат чиновники (т.е. не имеют право занимать государственные должности), которые занимали свои должности в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 (с полным перечнем должностей, которые занимали такие лица, начиная от Президента - заканчивая заместителями районных прокуроров); занимали должность в период с 1 декабря 2013 по 22 февраля 2014 года и не были в этот период уволены по собственному желанию из органов государственной власти; работники правоохранительных органов и судьи, которые принимали неправомерные решения во время событий Евромайдана; лица, которые на момент 19 августа 1991 занимали партийные должности в КПСС, КГБ, работали на руководящих должностях составе ЦК ВЛКСМ и т. др. Кроме того, люстрационной проверке будут подвергаться доходы чиновников и членов их семей (до правнуков и прадедов) и их соответствие заполненным декларациям.
На первый взгляд - имеем довольно существенный перечень критериев, который уж точно позволит очистить чиновничий аппарат хотя бы на 90%. Но и есть существенные недостатки:
-
в документе ничего не сказано о механизме создания и полномочиях специального органа, который будет проводить люстрацию. Есть упоминание о Национальном агентстве по вопросам государственной службы, однако первоначально, согласно законопроекту, «организация проведения проверки возлагается на руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственной власти (государственного органа), где работает субъект проверки и/или который назначает субъекта проверки (заключает с ним трудовой контракт (соглашение)), или на занятие должности, на которую претендует кандидат», а народных депутатов и других кандидатов на выборные должности будет проверять (как это делается и сейчас) Центральная избирательная комиссия. В таком случае, более чем очевидным становится конфликт интересов и поле для манипуляций.
-
в законе не решается проблема с кадрами. Ведь, «люстрировав» такой широкий спектр чиновничьего аппарата, общество должно задуматься над тем, а кем же его заменить. Кто, где и каким образом готовит таких специалистов? И возможно ли в такой же способ очистить преподавательский состав университетов, если преподаватели по закону не являются государственными служащими?
-
тот же вопрос касается и возможной переаттестации чиновников. В законопроекте не предлагается четкого подхода, где и как будут проходить переаттестацию чиновники, оставаться на своих должностях, а главное - каким новым критериям должны соответствовать их профессиональные навыки.
И самое главное: народные депутаты, проголосовав за законопроект «Об очистке власти», забыли «люстрировать» самих себя. Ведь именно ВР решает, или является важным связующим звеном по решению вопросов всех существенных кадровых ротаций. И именно поэтому, необходимо внести изменения в избирательное законодательство, чтобы выбрать обновленный состав на предстоящих досрочных выборах.
Еще один важный аспект на пути к обновлению чиновничьей касты - сопротивление самой бюрократической машины. Нужна общественная и политическая воля для реализации соответствующих изменений. Как на практике происходил процесс люстрации с марта по июль этого года - можем судить по данным инфографики. Согласно информации из 14 министерств, лишь 4,7% от общего количества всех чиновников были уволены за этот период. Более того, больше всего под сокращение попали именно специалисты среднего и низшего звеньев:
Какой шаг мог бы быть более эффективным даже при 100% воплощении в жизнь закона о люстрации? Решение простое: внедрение электронного управления. Снижение человеческого фактора в принятии решений - значительно бы обновило и дебюрократизировало административно-разрешительную систему. Уже не говоря о снижении уровня коррупции и увеличения доверия к государству. Прежде всего - это касается развития частного предпринимательства. О таком быстром рецепте к обновлению и сокращению чиновничьего аппарата специалисты говорят уже давно.
Кстати, недавно Президент Украины Петр Порошенкопообещал до конца года перевести все областные администрации на электронный документооборот. «Слово и дело» планирует проконтролировать ход выполнения этого крайне важного и, без преувеличений, одного из самых революционных обещаний, которое дал господин Порошенко.
Александр Радчук, обозреватель информационного портала «Слово и Дело»
Источник: gazeta.ua
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»