Проблемы с достаточным количеством голосов для результативных голосований во фракции монобольшинства «Слуга народа» постепенно начали приобретать признаки системного парламентского кризиса. Сначала для нужного количества голосов монобольшинству помогали депутатские группы «Довіра» и «За майбутнє», однако со временем такая поддержка становилась все более заметной и добавила еще больше негатива и центробежных тенденций в самой пропрезидентской фракции.
Очевидно то, что парламент с середины декабря 2021 года и фактически до середины февраля текущего года не может полноценно начать законодательную работу, является одним из показательных признаков кризиса парламентаризма и всей нынешней провластной вертикали. Все большее количество граждан в результатах социологических опросов одобрительно относятся к идее внеочередных парламентских выборов. Так, согласно результатам опроса, проведенного 20-21 января 2022 Киевским международным институтом социологии, идею досрочных парламентских выборов поддерживают 53,6% респондентов.
Рейтинг партии власти постепенно снижается, тогда как и парламентской, и внепарламентской оппозиции – начинает расти. Впрочем, уже сейчас понятно, что отдельно одной оппозиционной политической силе вряд ли удастся одержать убедительную победу, чтобы по примеру Владимира Зеленского и партии «Слуга народа» образца 2019 года получить всю полноту власти. Именно поэтому между участниками оппозиционного лагеря начались своеобразные межпартийные коммуникации и «кастинги». Наиболее удачная и эффективная конфигурация будет способна к формированию коалиции в новом парламенте, а затем и правительства. Также, если выборы в парламент все же состоятся раньше президентских, именно состав участников нового провластного большинства станет определяющим и для дальнейшего результата на президентских выборах.
Как внепарламентские силы будут преодолевать 5% избирательный барьер, кому из них удастся договориться между собой и с другими партийными «тяжеловесами»?
Новые, опытные и несогласные
Сразу несколько внепарламентских политических игроков за последние недели объявили о своих решительных намерениях по строительству новых-старых партий и походе на следующие парламентские выборы.
Громче всего о себе заявил лидер партии «УДАР» Виталий Кличко – на недавнем партийном съезде было решено принять участие в мажоритарных довыборах по 206-му избирательному округу, от которого ранее избирался погибший нардеп Антон Поляков. Сам Кличко и его политическая сила уже долгое время находятся в оппозиции к власти и активно воюют за влияние в Киеве. Идея нового закона о столице, которую активно вот уже более двух лет лелеят в Офисе президента, все никак не находит положительного отклика в парламенте, да и в общем-то претендентов от власти на кресло главы КГГА, как можно сделать выводы, немного. В свою очередь мэру Киева удалось сыграть на опережение и возобновить райсоветы в столице: уже осенью 2022-го в них должны состояться выборы, и именно команда Кличко надеется за счет этого улучшить свои электоральные позиции.
Вокруг Кличко и «УДАРа» сплачивается все больше оппозиционных к власти политических сил и политиков. Целый «десант» вероятных политических союзников можно было наблюдать на том же съезде «УДАРа». Среди наиболее заинтересованных в сотрудничестве с Кличко – лидер партии «Европейская солидарность» Петр Порошенко. Пока в «ЕС» рейтинги растут и даже опережают пропрезидентскую «Слугу народа», президентский рейтинг Порошенко так стремительно не набирает. Очевидно, этому мешает высокий антирейтинг пятого президента и пробелы с его поддержкой среди граждан восточных и южных регионов Украины.
В то же время у Виталия Кличко более благоприятные рейтинговые позиции в случае его баллотирования в президенты, и потенциально он может объединить вокруг себя разный электорат из разных регионов. А вот с партийной структурой в «УДАРе» – не очень хорошая ситуация: кроме Киева, где партия имеет значительную поддержку и узнаваемость, в большинстве регионов Украины поддержки недостает. Возможное сотрудничество с более рейтинговой и структурированной оппозиционной политсилой может добавить «УДАРу» необходимых голосов для прохождения в новый парламент. Действительно ли существует новый план возможной коалиции между «ЕС» и «УДАРом», в случае реализации которого Петр Порошенко сможет стать во главе Кабмина, а Виталия Кличко – изберут новым президентом, остается только догадываться.
Активизировался на ниве партийного строительства и еще один политический игрок, который может посоревноваться за статус тяжеловеса во время избирательных соревнований в следующий парламент. Речь идет о бывшем соратнике Владимира Зеленского и архитекторе партии «Слуга народа», экс-спикере Дмитрии Разумкове. После его скандальной отставки рейтинги политика и его возможной политической силы сразу выросли с 2-3% до 7-9%, однако позже несколько скорректировались.
Интересно, что Дмитрий Разумков и его команда пошли более длинным путем в отличие от всех рейтинговых внепарламентских политических сил: они начали развитие партии классическим способом – сначала создание общественной организации и кадровой работы в регионах, после чего запланировали пройти все бюрократические процедуры по регистрации новой партии. Безусловно, такой путь сложнее, однако позволит в будущем опереться на партийную структуру – чего, например, из-за нехватки времени в 2019-м просто не успела сделать «Слуга народа». Преимущество будущей политической силы Разумкова – в более равномерной поддержке избирателей из разных регионов, кроме того, достаточно высокая узнаваемость и отсутствие негативного шлейфа в политике – возможность для позиционирования как новой, и в то же время профессиональной политической команды. О возможных альянсах в случае прохождения в новый парламент Дмитрий Разумков говорит с осторожностью, однако в публичной плоскости остается в положительной коммуникации со всеми оппозиционными парламентскими и внепарламентскими политическими силами, которые могут стать потенциальными союзниками в новой Раде.
В статусе внепарламентской оппозиции, испытывающей постоянные притеснения, – партия «Наши» во главе с Евгением Мураевым. Политическая сила ориентируется на пророссийский электорат в восточных и южных регионах Украины и стала серьезным конкурентом для ОПЗЖ. Последняя постепенно теряет свои позиции еще и потому, что потеряла свои главные медийные ресурсы – информационные каналы, оказавшиеся под санкциями СНБО. Такую же судьбу вскоре может повторить и информационный рупор команды Мураева – телеканал «Наш». Сам политик недавно в СМИ назывался одним из претендентов на главу оккупационной администрации в случае полномасштабной агрессии России и последующей оккупации украинских территорий. Сейчас партия претендует на прохождение 5% барьера, однако ее дальнейший электоральный рост в нынешних условиях остается под вопросом. Единственная возможность значительно нарастить свои рейтинги и присутствие – в случае возвращения оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, однако даже при таком сценарии – скорее всего, принять участие в следующих парламентских выборах граждане в этих регионах не смогут из-за ряда ограничений так называемого «переходного периода» .
Посоревноваться за преодоление избирательного барьера на следующих выборах могут еще несколько партий. Среди наиболее рейтинговых – «Украинская стратегия Гройсмана», «Сила и Честь» во главе с Игорем Смешко и «Радикальная партия Олега Ляшко». Этим политическим силам не хватает медийного ресурса, и для дальнейшего политического будущего стоило бы запартнериться с более рейтинговыми политическими партиями и политиками. С другой стороны, как в случае с Владимиром Гройсманом и Арсением Яценюком, – среди граждан до сих пор преобладают негативные эмоции по отношению к политическому прошлому этих политиков. По всей вероятности, для полного ребрендинга понадобится еще больше времени и ресурсов.
Параллельно с активизацией оппозиционного лагеря внепарламентских партий появилась и новость о старте новой партии во главе с волонтером и бывшим шоуменом Сергеем Притулой. Потенциально возглавляемая им партия может сразиться за электорат партий «Голос» и «Европейская солидарность» – особенно в западных регионах. Из минусов – Притуле придется преодолевать растущее среди украинцев критическое отношение к непрофессиональным политикам, в прошлом работавшим на медийном рынке в качестве ведущих или продюсеров развлекательных шоу и программ. С другой стороны, у Притулы есть серьезный козырь – фактически прообраз партийной структуры из граждан, которые активно участвуют в волонтерской деятельности и доверяют бывшему шоумену. Патриотизм, доверие волонтеров и нестандартные подходы в коммуникации с потенциальными избирателями могут стать существенным преимуществом новой политической силы. Впрочем, для преодоления 5% барьера новой политсиле придется существенно поработать.
Спойлеры, админресурс и медиа
Несмотря на то, что новые внепарламентские политические силы обладают значительным потенциалом, им всем не хватает нескольких важных составляющих.
Во-первых, часто очень «размыта» идеологическая основа партий – идеи, принципы и методы их воплощения в жизнь в случае прихода к власти. Партии надеются на оригинальную медийную активность, однако часто не вкладывают содержания в свои избирательные программы и обещания. А если и вкладывают – то только на бумаге или без необходимой структурированности и стратегического планирования. Исключение среди современных рейтинговых непарламентских партий, давно придерживающихся четких идеологических постулатов в своей деятельности – партия ВО «Свобода».
Во-вторых, без медийного ресурса – преодолеть избирательный барьер будет гораздо сложнее. Закон о деолигархизации даст еще больше возможностей для власти бороться с политическими конкурентами путем поиска взаимосвязей между медиа и крупным капиталом. В то же время сама власть времени не теряет и формирует собственный медийный пул путем развития таких телеканалов как «ДОМ», «Рада», «4 канал».
В-третьих, до очередных выборов еще достаточно много времени, и не исключено, что избирательное законодательство снова претерпит существенные изменения. Прежде всего, речь идет о продолжении эпопеи с «мажоритаркой» – тогда непарламентским партиям придется еще более тщательно подыскивать кадры и ресурсы для прохождения в новую Верховную раду.
Наконец, ни использования провластного админресурса, ни совместного похода «Слуги народа» с партиями-спойлерами и партнерами на предстоящие выборы – не следует исключать. В то же время партийная конкуренция усиливается и выиграть выборы в «одни ворота», как это произошло в 2019-м, уже не получится. Однозначно можно утверждать только одно: кто бы ни стал новым победителем после очередных или внеочередных парламентских выборов – этим политическим силам нужно будет договариваться с конкурентами и искать партнеров, чтобы выстроить новую властную структуру.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»