В Казахстане уже четвертый день проходят массовые протесты по всей стране. Причиной стало повышение цены на сжиженный газ, используемый для заправки транспорта. Помимо снижения цены протестующие требуют отставки правительства, президента и парламента. На фоне этого в информационном пространстве уже неоднократно появлялись сравнения с украинским Майданом 2013-2014 годов, однако в ускоренном режиме. Политолог Олег Саакян в разговоре со «Слово и дело» рассказал, почему некорректно сравнивать события в Казахстане с событиями в Украине и спрогнозировал, какими могут быть сценарии развития ситуации дальше.
По словам политолога Олега Саакяна, сравнение с украинским Майданом 2013-2014 годов любых других революционных протестов крайне некорректно.
«Понятно, что все протесты похожи друг на друга по форме, но далеко не по сути. К тому же, разный контекст, разная политическая культура Казахстана и Украины. Это не позволяет проводить параллели, кроме того, что это протесты на постсоветском пространстве против авторитарного режима. Во всем остальном – это отдельное самодостаточное явление внутри страны, которое своими корнями тяготеет к другим акциям протеста, в частности, нефтяным (которые были в Казахстане в начале 2010-х годов – ред.)», – отметил эксперт.
Он добавил, что к тому же сравнение с украинским Майданом часто используется российской пропагандой в негативном русле, что, соответственно, создает для Украины определенные риски.
По мнению Саакяна, Россия сделала выводы из нескольких революций в Украине и белорусского кейса, и сейчас действует, учитывая этот опыт.
«Де-юре, направление российских войск в Казахстан – это помощь казахстанским властям на ее обращение, де-факто – это интервенция российских войск, которая будет иметь длительные и негативные эффекты для казахстанского суверенитета. То есть, таким образом, не решается конфликт между обществом и властью, он только подавляется, напряжение будет только расти, вопрос в том, в краткосрочной или долгосрочной перспективе», – считает политолог.
Саакян предположил, количество российских войск может увеличиваться, поэтому РФ сможет еще больше влиять на ситуацию внутри Казахстана и «торговать» своим присутствием там с другими региональными игроками – Китаем и Турцией, также имеющими свои интересы в этом регионе.
«Стратегически на сегодняшний день Россия является ключевым «бенефициаром» этой ситуации. В случае хаотизации или полномасштабной дестабилизации ситуации вполне вероятно, что для Российской Федерации откроется план Б. План А – наращивать влияние внутри Казахстана, что России в меньшей степени удавалось в течение последних десятилетий», – отметил эксперт.
Также Саакян назвал три сценария развития событий, которые, по его мнению, наиболее вероятны.
Сценарий 1. Протесты удается придушить, конфликт не разрешается, а просто переходит в подавленную форму, затем будет его новый виток, уже более радикальный.
Сценарий 2. Удастся достичь определенного внутриполитического компромисса, однако все равно будет наблюдаться усиление влияния Российской Федерации внутри Казахстана.
«Соответственно, это будет шаткий мир, который будет базироваться на внешнем консенсусе, а не только на внутреннем. В условиях клановой системы Казахстана это может перевести конфликт в другие формы и в таком случае сложно спрогнозировать, каким будет внутренний политический процесс в стране. С точки зрения внешней политики это будет уменьшение субъектности Казахстана», – считает Саакян.
Сценарий 3. РФ подавить протесты не удастся, не удастся также достичь компромисса.
«Тогда Россия, вероятно, будет увеличивать свое военное присутствие, будут увеличиваться репрессии, возможно, прообраз гражданского противостояния. В таком случае может быть разыграна этническая карта – поскольку вмешательство во внутренние дела Казахстана, пусть и формально по приглашению самих властей, делает из России внутриполитического игрока. Вполне вероятно, что протест против власти и режима может впоследствии нести характер антироссийского протеста», – отметил политолог.
По его словам, для Украины сейчас любая дестабилизация в Казахстане несет больше рисков, чем плюсов.
«Казахстан является для Украины важным партнером – и торговым, и безопасным. Соответственно, обрыв существующих связей для Украины несет по меньшей мере краткосрочные негативные последствия», – подчеркнул он.
Также Саакян добавил, что не стоит «обольщаться тем, что ситуация в Казахстане может отвлекать ресурсы России от Украины».
«В России возникает еще один конфликт, которым она может торговать на геополитической карте. К примеру, в российско-турецких отношениях появляется еще одна шахматная доска, где у РФ есть лучшие карты на руках, чем в карабахском кейсе, где Турция имеет больше возможностей вести свою игру и переигрывать Россию», – рассказал эксперт.
Напомним, ранее военный эксперт Олег Жданов рассказал, к чему может привести введение войск РФ и Беларуси.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.