Государственное бюро расследований начало досудебное расследование по факту возможного превышения служебных полномочий бывшим замминистра внутренних дел Александром Гогилашвили. «Слово и дело» пообщалось с юристами и попыталось разобраться, были ли основания для открытия уголовных производств.
Инцидент на блокпосту: с чего все началось
11 декабря в сети появилось видео, на котором заместитель министра внутренних дел Александр Гогилашвили скандалил с правоохранителями на въезде в Донецкую область. Причиной стала остановка автомобиля и просьба показать документы.
На видео дежурящие на блокпосту силовики пытаются объяснить Гогилашвили, почему его остановили, и попросили предъявить документы.
Во время разговора с полицейскими замминистра использовал ненормативную лексику. Гогилашвили возмущался, что полицейские не знают, кто он такой и требуют показать удостоверение.
Впоследствии министр внутренних дел Денис Монастырский заявил, что инициирует «дисциплинарное производство» в отношении своего зама из-за скандала, который он устроил.
Монастырский отметил, что подписал представление правительства, которым предлагает отстранить Гогилашвили от занимаемой должности.
Также на инцидент отреагировал президент Владимир Зеленский. Глава государства попросил уволить заместителя главы МВД.
«По моему мнению, на инцидент с участием заместителя министра внутренних дел Александра Гогилашвили может быть только одна реакция. Прошу министра внутренних дел и Кабинет министров рассмотреть вопрос об увольнении замглавы МВД. Уверен, что соответствующее заявление уже написано самим заместителем», – сообщили в ОПУ.
В конце концов, 13 декабря Кабинет министров уволил Гогилашвили. Сам чиновник позже сообщил, что написал заявление и признал себя виновным.
«Да, я виноват. Это показательный пример для всех, как не надо себя вести. Мне стыдно за свою эмоциональность и несдержанность, но мне не стыдно за работу, которую мы проделали за более чем 2 года», – написал он в Facebook.
Чуть позже глава партии «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что, по его мнению, в отношении экс-замминистра внутренних дел нужно возбудить производство, если установят факт угроз полицейским во время инцидента у блокпоста в Донецкой области.
Досудебное расследование ГБР
28 декабря бывший спикер парламента Дмитрий Разумков сообщил, что ГБР по инициативе МФО «Разумная политика» начало досудебное расследование по факту возможного совершения Александром Гогилашвили служебного подлога и возможного превышения служебных полномочий.
Вместе с постом Разумков изложил документы, подтверждающие его слова.
Также он отметил, что Офис генерального прокурора приобщил обращение МФО о возможном сопротивлении работнику правоохранительного органа в соответствующее уголовное дело.
Отметим, что статьей 366 Уголовного Кодекса за служебный подлог предусмотрен штраф до 4 250 грн или ограничение свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
По словам юриста Богдана Бондаренко, зарегистрированное уголовное производство пока ни о чем не говорит, тем более что с момента регистрации прошло всего 8 дней.
«То есть на этом этапе давать прогнозы еще слишком рано. Дело может ничем и не закончиться, например, потому, что ГБР не увидит ни одного состава преступления в его действиях. Надо посмотреть, какие действия будут совершены ГБР и Офисом генпрокурора в течение полугода – будет ли там вообще какое-либо расследование проводиться», – отметил эксперт в комментарии «Слово и дело».
В статье 365 Уголовного кодекса указано, что превышение власти или служебных полномочий – это умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, которые «явно выходят за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный ущерб охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц».
Эксперт по конституционному праву Александр Москалюк в комментарии «Слово и дело» объяснил, что существует такое понятие, как «малозначительность содеянного» – когда есть формальные признаки, но они не несут в себе реальной социальной опасности.
«Согласно статье 11 УКУ, не является уголовным правонарушением действие, содержащее признаки деяния, предусмотренного этим кодексом, но из-за малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не могло причинить существенный вред», – отметил он.
По мнению юриста, именно таким будет дальнейшее развитие событий – опираясь на статью 11.
«Говорить о том, что он реально будет привлечен к уголовной ответственности, в принципе сложно. Судя по тому, что было обнародовано на видео, это может служить основанием для дисциплинарной ответственности, например», – считает юрист.
Напомним, ранее политический обозреватель Леонид Швец писал, о чем может свидетельствовать скандал с Гогилашвили.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.