Угроза полномасштабного вторжения и усиление военного присутствия России на границах с Украиной – уже несколько недель остается главной темой новостей во всем мире. В Кремле такими методами пытаются привлечь внимание стран Запада к основному своему требованию – не допустить дальнейшего сближения и возможного вступления Украины в НАТО.
Вероятно, этот вопрос был и предметом обсуждения во время состоявшейся на текущей неделе онлайн-встречи президентов России и США Джо Байдена и Владимира Путина. Эти переговоры должны несколько снизить градус напряжения на границах с Украиной, однако общее ощущение от встречи – особых сенсационных изменений ожидать не приходится, ситуация еще далека до окончательного разрешения.
Впрочем, и в ЕС, и в США уже успели заверить, что Украина в ближайшем будущем не получит членство в НАТО. Среди стран ЕС преобладает мнение, что война России и Украины – локальный региональный конфликт, и втягиваться в нее на стороне одной из сторон ни одна страна не хочет. Поэтому вступление Украины и Грузии в НАТО многими государствами ЕС рассматривается как увеличение угрозы именно со стороны РФ – ядерного государства с одной из мощнейших армий мира.
Уже после беседы Джо Байдена с Владимиром Путиным, в американских СМИ появились сообщения о позиции Государственного департамента США относительно маловероятной перспективы вступления Украины в НАТО в ближайшие 10 лет.
А возможно ли усилить свои позиции и заручиться надежными партнерами вне структур НАТО, не вступая в Североатлантический альянс и одновременно не портя с ним отношений?
Балто-Черноморская ось
Одна из идей, лежащих на поверхности – Украина должна стать региональным лидером и объединить страны, к которым Россия уже имела претензии или представляет потенциальную угрозу территориальной целостности и суверенитету. С усилением миграционного кризиса со стороны Беларуси – особые угрозы национальной безопасности ощутили на себе Польша и Литва.
В целом, страны Балтии, Польша и Молдова – ближайшие возможные союзницы Украины в противодействии агрессии РФ, и именно с этими государствами следует создавать особые отношения по сотрудничеству в военной сфере. Еще две потенциальные страны-союзницы в Черноморском регионе – Грузия и Турция вряд ли могут поддержать Украину в военном аспекте. По крайней мере, пока в Грузии не изменится правящая верхушка, нового толчка во взаимоотношениях двух государств ждать не стоит. Турция нарочито подчеркивает свою миротворческую миссию в регионе и в очередной раз предлагает Украине и России выступить в роли посредника.
И даже при благоприятных обстоятельствах мощностей Балто-Черноморской оси не хватает полноценного противодействия военным угрозам со стороны Кремля.
Мыслить глобальнее
Поскольку противников интеграции Украины в НАТО много не только среди врагов, но и условных «друзей», нашему государству стоит обратить больше внимания на новые военные альянсы и взаимосвязи.
Один из самых мощных союзников, которые могут практично помочь Украине в открытом противостоянии с Россией – Великобритания. В отличие от США, Великобритания ищет свое геополитическое место именно на европейском континенте. Ведь свое будущее в интеграции с ЕС в Лондоне пока не видят. И в отличие от Европейского Союза, до сих пор не создавшего собственные совместные вооруженные силы, у Великобритании мощная армия и развитый флот.
Более того, как и США, в Лондоне готовы финансово помогать Украине становиться сильнее. На днях стало известно, что Великобритания дополнительно выделит один миллиард фунтов стерлингов в поддержку Украины, в частности, для поддержки сферы инвестиций, торговли и безопасности.
Кроме того, летом текущего года новый военный блок AUKUS – три государства США, Великобритания и Австралия создали трехстороннее партнерство в сфере безопасности, направленное, прежде всего, в противовес Китаю. Вероятно, такое заокеанское партнерство может быть расширено и за счет новых участников. И необязательно – против КНР.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»