«До новых встреч»: о чем договорились Байден с Путиным и чего ждать Зеленскому

Денис Поповичжурналист

Во вторник, 7 декабря, прошла видеоконференция с участием президентов США Джо Байдена и России – Владимира Путина. Основная тема разговора – снятие напряженности вокруг Украины. По итогам беседы двух президентов можно сказать, что решение «украинского вопроса» осталось в дипломатическом поле, но поле для маневра сужается. Прежде всего – для президента Украины Владимира Зеленского, которому еще предстоит выслушать «цену вопроса».

Видеоконференции с участием Путина и Байдена предшествовала инициированная в западных СМИ масштабная информационная кампания в авторитетных американских СМИ. Издания The Washington Post, Politico, Bloomberg, Foreign Policy и.т.д. предупреждали о загадочной концентрации российских войск у границ с Украиной, которая может означать подготовку к широкомасштабному вторжению в нашу страну. Проверить эти сведения, которые подавались со ссылкой на источники в американской разведке, не представлялось возможным. Представители украинской военной разведки, поначалу отрицавшие всякие военные приготовления российской стороны, в конце концов, включились в общий хор и также заявили о вероятном вторжении в Украину в январе-феврале 2022 года. Поэтому разговор Джо Байдена с Владимиром Путиным, как это однажды уже произошло весной 2021 года, рассматривался как некий ключ к разрядке.

Основной темой беседы двух президентов должна была стать обострившаяся ситуация вокруг Украины, хотя позже выяснилось, что американский и российский лидеры обсуждали еще иранскую ядерную программу. Впрочем, нас интересует именно «украинский вопрос».

Президент США Джо Байден пригрозил Путину, если тот все же решится напасть на Украину, «адскими санкциям», пообещав «сделать то, чего не было сделано в 2014 году». В детали глава Белого дома особо не вдавался, по-видимому, из соображений безопасности.

Обе стороны указали на неизменность позиций по Нормандскому формату и приверженность к выполнению Минских соглашений. То есть, ситуация в Украине должна быть урегулирована именно в русле этих процессов. И в этом смысле действительно произошло нечто новое: судя по всему, Россия согласилась на включение в Нормандский формат США, хотя раньше в Москве об этом и слушать не хотели.

Участие США в Нормандском формате – это именно то, чего хотел президент Украины Владимир Зеленский, которого, кстати, пообещали уведомить о результатах саммита только 9 декабря (для этого Джо Байден намерен позвонить украинскому коллеге). И на этом хорошие новости для украинской стороны, пожалуй, заканчиваются. Во-первых, судьбу Украины обсуждали без Украины, а во-вторых, длительный перерыв перед звонком Байдена Зеленскому, скорее всего, нужен для того, чтобы президент США успел согласовать с европейскими союзниками «цену вопроса» для нашей страны и то, как преподать это Владимиру Зеленскому.

Как мы и предполагали ранее, речь, скорее всего, пойдет о выполнении Минских соглашений, причем уже с участием США. Второй вопрос, в какой модальности они будут выполняться? Если речь идет о существующей редакции Минских соглашений, в которой контроль над границей украинская сторона получит только после всеобъемлющего политического урегулирования, с амнистией боевикам, проведением местных выборов и закреплением в Конституции особого статуса ОРДЛО, – то это никак не может устроить Владимира Зеленского. Такой сценарий хоронит его политическую карьеру и оставляет крайне мало возможностей для дипломатических маневров. Такой вариант решения проблемы вызовет протесты и в украинском обществе, особенно среди участников боев на Донбассе, которые сочтут это капитуляцией.

Провести реинтеграцию ОРДЛО сейчас вообще стало намного труднее, чем, например, в 2019 году, когда Зеленский стал президентом. Регион давно находится в рублевой зоне и «кормится» из федерального бюджета. Кроме того, Россия незаконно раздавала там свои паспорта и вовлекла жителей в фейковое голосование на выборах в Госдуму РФ. Поэтому, если 9 декабря Джо Байден предъявит господину Зеленскому именно такой «прайс», то отсутствие сколько-нибудь внятных комментариев со стороны Банковой сразу после завершения саммита Байден-Путин, становится вполне объяснимым.

С другой стороны, достижение мира именно путем выполнения Минских соглашений являлось одним из важнейших предвыборных обещаний Владимира Зеленского. Кто виноват в том, что реальность оказалась другой?

Пока стоит признать, что если российское вторжение в Украину действительно планировалось, то американцам удалось его сдержать, оставив решение проблемы в дипломатическом поле. Вероятно, до следующего обострения и новой встречи.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО