Бывший министр внутренних дел Арсен Аваков, которого четыре месяца назад отправили в отставку, дал первое интервью. На канале «Украина 24», в эфире шоу «Народ против» Аваков рассказал о причинах своей отставки, о работе президента Владимира Зеленского и СНБО, и о своем политическом будущем. Интервью проходило в довольно благоприятной для экс-министра атмосфере, неудобных вопросов ему не задавали. «Слово и дело» собрало главные тезисы.
О причинах своей отставки. «Я проработал (с командой Зеленского – ред.) два с половиной года, пока не увидел, что моя компетентность не может реализовать себя дальше. Это послужило причиной отставки. Я не хочу участвовать в некоторых вещах, с которыми не согласен. Я непростой человек в общении, если речь идет о компетентных, профессиональных вещах. Я умею говорить «нет», а это не всем нравится. Я говорю «так нельзя», а это не всем нравится».
Об отсутствии баланса власти в стране. «Вся исполнительная власть, за счет того, что у нас монобольшинство, сосредоточена в Офисе президента. Нет никакого баланса».
О работе с Петром Порошенко. «Порошенко очень хотел (оказывать влияние – ред.) и он это постоянно делал. К сожалению, значительная часть энергии уходила на то, чтобы от этого отбиваться. У Петра Алексеевича был баланс, в парламенте был баланс и, следовательно, во власти был баланс. Поэтому мы могли с ним разговаривать очень спокойно. Он мог устраивать какие-то политические шаги, провокации, он постоянно этим занимался. Мы потом с ним разговаривали, один на один, при других людях: «Давай с чистого листа заново».
О работе с президентом Зеленским. «Когда я начинал работать с Зеленским, он меня спросил: «Как вы хотите работать?». Я сказал – только так, чтобы у нас были комфортные отношения, чтобы я мог созидать, реализовывать стратегии, готовить что-то фундаментальное, что даст эффект может лет через пять. Но я увидел, что все это выветривается в интриги».
О Совете нацбезопасности. «СНБО не может быть органом исполнительной власти и тем более не может быть судебным органом, который назначает виноватым. Когда СНБО у нас превратился на хайпе в место для штампования санкций – это было недопустимо… По сути решения СНБО – это решения президента Украины».
О том, как СНБО принимает решения. «Каждое СНБО я приходил и ждал, и мне за 5 минут до этого выдавали папочку. Я открывал папочку и внимательно читал, потом поднимал голову и говорил: «А вот эта фирма сюда внесена на основании чего?» Они говорят: «Как? Ну, посмотрите, там есть оперативная справка». Я говорил: «Ну, у меня таких справок полный стол завален – они половина неправда, а половина их нужно дорабатывать. На основании чего?». Это гигантская проблема, это упрощение ситуации, это то, что вернется нам через годы».
О Владимире Зеленском. «Министры должны говорить то, что они должны говорить, а не то, что понравится. Они приходят в кабинет президента, а он говорит: «Предлагаю то-то». А они говорят: «Блестяще. Это гениально, господин президент. Миллиард деревьев, браво!». Если бы там сидел зловредный Аваков, он бы сказал: «Какой миллиард деревьев? Вы что, с ума сошли?» А там уже нет таких, которые говорят: «С ума сошли?». Даже если Зеленский хороший человек, он не может этого сделать. Любому хорошему человеку дай всю власть и будет плохо».
О переговорах с Владимиром Путиным. «Мы должны иметь сильную позицию, но не позицию: «Мы вас всех имели ввиду. И вас, США, и вас, Германия, и вас, Франция. Что это вы себе позволяете? И я вообще поеду сам, и сам обо всем договорюсь с Путиным». Не договоришься. Президент Зеленский может быть гениальным человеком. Возможно, он и есть гениальный человек, мы потом это будем оценивать. Но Путин есть Путин. Не одно поколение умнейших людей вели эти балансовые игры. Не упрощайте эту ситуацию, не ставьте на карту все для того, чтобы бросить своих прежних друзей и попытаться решить вопрос. Мы когда в декабре 2019 года поехали на саммит в Париж с Зеленским, я был счастлив, что тогда удалось найти вот этот баланс. Не уступить, не пойти к Путину, а найти баланс и начать свободно договариваться. Сейчас, я не понимаю, что происходит в этом направлении. И самое плохое то, что наши западные партнеры тоже не понимают, чего мы хотим, куда мы идем».
О своем политическом будущем. «Я хороший продюсер, организатор. Но я думаю, что продюсер – не та роль, которая мне прописана. У нас много продюсеров, которые находятся при власти, а потом освободятся. Они будут заниматься продюсингом, а мы – политическим управлением страны».
О Дмитрие Разумкове. «Дай бог ему здоровья. Очень перспективный человек».
О возможном политическом проекте. «Есть левые центристы, такие как Разумков. Есть правые центристы – Гройсман Владимир Борисович, Арсений Петрович Яценюк. Есть Юлия Владимировна – она находится над всем. Есть Ляшко – он просто есть. Есть Смешко, наверняка появятся другие люди. Давайте подумаем, чтобы все эти умные и разные люди попробовали сделать альянс, мезальянс, который позволит сделать баланс, который бы двигал нашу страну вперед».
Напомним, Арсена Авакова уволили с должности главы МВД 15 июля. Он написал заявление по собственному желанию, но как пояснили в МВД, сделал это по предложению президента Зеленского.
Как парламентарии голосовали за отставку Авакова – на инфографике.
Новым министром внутренних дел 16 июня назначили Дениса Монастырского, нардепа от «Слуги народа».
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.