МИД России, во вторник, 19 октября, прокомментировал задержание на линии разграничения Андрея Косяка ‒ так называемого «наблюдателя в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) от ЛНР». Андрей Косяк являлся гражданином РФ. В связи с этим российская сторона обвинила Киев в нарушении своих обязательств по Консульской конвенции ‒ якобы украинские власти не обеспечили доступ к задержанному российских консульских работников. Учитывая некоторые обстоятельства задержания Косяка, заявление российского МИД является фактическим признанием вовлеченности России в конфликт на Донбассе.
История с так называемым «наблюдателем в СЦКК от ЛНР» Андреем Косяком началась 13 октября. Он был задержан вблизи поселка Золотое на линии разграничения на Донбассе оперативной группой ВСУ. У него нашли офицерское удостоверение и погоны лейтенанта. Кроме того, у задержанного изъяли оружие и боеприпасы, чего ни в коем случае не должно быть у мирного наблюдателя. По данным СБУ, Андрей Косяк вел разведку украинских позиций под видом осуществления разминирования, а на его телефоне было записано видео с обстрелом позиций ВСУ.
Задержание «наблюдателя» вызвало весьма бурную реакцию. Утром 15 октября в Донецке около сотни человек окружили отель Park Inn, в котором расположена штаб-квартира миссии ОБСЕ, заблокировав работу представительства. Собравшиеся люди таким образом выражали протест против задержания Андрея Косяка. Блокада продолжалась и 16 октября. На следующий день, 17 октября, председатель Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Яшар Халит Чевик заявил об угрозе для безопасности представителей ОБСЕ на оккупированных территориях Донбасса и таким образом констатировал приостановку работы миссии.
Работу ОБСЕ блокировали не только в Донецке, но и в Горловке. Неизвестные лица с помощью цепи и амбарного замка заперли ворота, ведущие на территорию миссии и даже поставили рядом с этими воротами автомобиль с символикой «ДНР». Правда, уже 18 октября автомобиль уехал, а цепь и замок исчезли, что позволило наблюдателям возобновить работу.
Истерика продолжилась и на официальном уровне. Боевик Александр Бородай, недавно ставший депутатом Госдумы РФ, в комментарии сепаратистскому изданию «Новороссия» заявил, что ситуация с задержанием определенным образом «является casus belli, поводом к войне». А во вторник, 19 октября появилась и реакция МИД России. В своем заявлении российское внешнеполитическое ведомство обвинило украинскую сторону в нарушении своих обязательств по Консульской конвенции.
В частности, в МИД РФ отметили, что сообщив о наличии у Косяка гражданства России, украинская сторона не уведомила об этом дипломатические и консульские учреждения РФ, хотя российско-украинская Консульская конвенция предписывает делать это не позднее, чем через три дня после задержания. «Прошло уже шесть дней, но Киев так и не выполнил свои обязательства по Консульской конвенции», – заявили в МИД РФ, призвав обеспечить доступ консульских работников к задержанному гражданину России.
В этом же сообщении МИД России обвинил Украину в провокациях и попытках подорвать процесс мирного урегулирования на Донбассе. На деле же ситуация обстоит наоборот. Обстоятельства задержания Косяка с оружием вблизи линии разграничения, а также ответные действия со стороны РФ и пророссийских боевиков лишь подтверждают первоначальную версию СБУ о том, что это был вражеский агент, который вел разведку украинских позиций отнюдь не с мирными намерениями. Таким образом, не Украина, а именно Россия подрывает процесс мирного урегулирования на Донбассе. А обвинительные заявления МИД РФ в адрес Киева лишний раз подтверждают фактическую вовлеченность России в конфликт на Донбассе.
Раздувание конфликта вокруг истории с Андреем Косяком имеет еще одно объяснение. Совершенно очевидно, что задержанный вблизи Золотого вражеский агент обладает определенными сведениями, которые могут быть весьма неудобны для российской стороны. Например, касательно новой схемы разведки украинских позиций под прикрытием деятельности наблюдателей. А это означает, что Андрей Косяк представляет собой отличное пополнение «обменного фонда», что даст Украине возможность требовать нового обмена военнопленными и выдачи политзаключенных. Например, из числа крымских татар, незаконно заключенных в российские тюрьмы.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.