Услугу по онлайн-регистрации места проживания в Министерстве цифровой трансформации анонсировали еще в начале текущего года. Актуализировал этот вопрос глава ведомства Михаил Федоров: новая функция в приложении «Дія» будет доступна уже с 17 мая.
Действительно, в приложении «Дія» появился соответствующий пункт об услуге «Регистрация места проживания», однако пока она недоступна, в статусе «в разработке». Одновременно 5 мая в парламенте был зарегистрирован законопроект «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларирования места жительства в Украине», который должен изменить сам подход к регистрации места проживания украинцев.
Удастся ли запустить новый сервис уже в ближайшее время и каких изменений стоит ожидать украинцам в предоставлении самой популярной административной услуги по регистрации места проживания?
Декларирую и соглашаюсь
До недавнего времени реформа «прописки» заключалась лишь в том, что государство передало реализацию этой услуги полностью в распоряжение местных органов власти и ЦПАУ. Фактически, процедура была значительно ускорена, но сам принцип, когда гражданин для постановки или снятия с регистрации должен был обращаться в органы власти и ждать внесения соответствующих изменений ‒ остался тот же.
В новом законопроекте указывается именно на декларативном принципе регистрация места жительства. То есть, лицо добровольно декларирует место своего фактического проживания с помощью онлайн-процедуры. Это касается как жилья, которое находится в частной собственности, так и временных мест проживания (общежития, военных помещений, реабилитационных центров и т.д.).
Документ предусматривает защиту прав собственников жилья ‒ именно они могут отменить задекларированное место жительства третьих лиц в жилье, которое ему принадлежит, без решения суда в случае, если лицо подало в полном объеме предусмотренные законом документы или данные, если в представленных лицом документах или данных содержатся недостоверные сведения или представленные им документы являются недействительными и ряд других причин, предусмотренных законопроектом.
Таким образом, процедура регистрации сводится к следующему алгоритму: сначала зарегистрированный пользователь заходит в приложение «Дія» и заполняет краткое заявление. После чего, регистрация происходит автоматически ‒ если он или она являются владельцами (совладельцами) указанного в анкете жилья. Если же нет ‒ тогда владелец (владелица) жилья должны подтвердить регистрацию другого лица в своем жилище, для чего получат по электронной почте или в самом приложении «Дія» ссылки для верификации этих изменений.
Вызов объединенных реестров
Самый большой вызов для онлайн-запуска услуги по декларативной регистрации места проживания ‒ автономность и различное программное обеспечение реестров территориальных общин, которые из-за этого не слишком эффективно взаимодействуют между собой. Вероятно, речь идет не только о программном обеспечении, но и о способности собрать все данные из территориальных общин.
Еще одна дискуссионная норма нового законопроекта заключается в том, что граждане и в дальнейшем должны подтверждать свое право собственности или пользования жильем документами, или предварительным согласием владельцев. Опять же, эту процедуру планируют упростить через приложение «Дія», однако для этого потребуется еще больше усилий на пути доступности к реестрам.
Эксперты также предостерегают и от достаточно прогрессивной нормы, которую продвигают в Министерстве цифровой трансформации об отказе от любого бумажного обращения в этой сфере и штампа в паспорте. Часто подобные справки могут быть запрошены, например, для банков, которые рассматривают вопрос о предоставлении гражданину ипотеки. Поэтому опцию «бумажных» справок и штампов следует предусмотреть для подобных и других случаев.
Так или иначе, цифровизация регистрации места проживания принесет немало позитивов как для самих украинцев, так и для эффективного управления. Государство получит данные, которыми может воспользоваться для более эффективного управления ‒ станет известно реальное количество и состав населения, проживающего на соответствующей территории, что позволит более тщательно спланировать и распределять ресурсы.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»