Последние социологические опросы показали «стабильность» в первой пятерке партийных предпочтений украинцев. К какому бы креативу не прибегали оппозиционные политические партии, однако «переломить» электоральную картину дня в свою пользу становится все труднее.
Основная причина не только в доступности финансовых и медийных ресурсов. Дело в самих подходах к развитию партий нового типа и существенном «омоложении» потенциальных избирателей. В Украине до сих пор наблюдается тренд ориентации на более «опытные» или старшие возрастные группы населения в вопросах привлечения их внимания к политическим процессам. При этом «молодой» электорат ‒ и это ярко было видно во время выборов в 2019 году ‒ составляет уже более чем существенную часть избирателей в Украине и готов привлекаться к процессам изменений в государстве.
Вопрос только в способе мобилизации и подходах к заинтересованности других по складу мышления и отношению к политике как процессу принятия решений граждан. В этом и будет заключаться основное различие между старыми и новыми партийными брендами, и главной задачей политтехнологов новых политических проектов станет именно поиск наиболее эффективных точек коммуникации и вовлеченности избирателей.
Классические медиа ‒ все меньше эффекта
Недавняя новость о том, что один из бывших лидеров «Партии регионов» и близкий соратник Рината Ахметова Борис Колесников создает новую политическую партию очень симптоматична и для новых медийных реалий.
Дело в том, что как только СНБО ввел санкции в отношении пула телеканалов, подконтрольных одному из лидеров пророссийской политической партии «Оппозиционный блок ‒ За Жизнь», рейтинги этой политической силы начали постепенно угасать.
В целом же, несмотря на то, что классические медиа, особенно телевидение, до сих пор остаются самым влиятельным средством распространения информации среди украинцев, политические силы все чаще сталкиваются с трудностями привлечения новых потенциальных избирателей. Основная причина ‒ другие ценности восприятия политических реалий и совсем другие каналы коммуникаций.
Учитывая, что нынешний президент Владимир Зеленский поднял узнаваемость и вырос как бренд именно благодаря телевидению, получить большинство голосов избирателей на президентских выборах 2019 года ему помогла именно эффективная работа с привлечением и распространением информации о себе в социальных сетях. К тому же, его команда прибегла и к понятным способам донесения месседжей, и удачно применила все возможные каналы коммуникаций для возрастной группы 20-35 лет. И тенденция к дальнейшему обесцениванию роли традиционных СМИ в привлечении новых групп избирателей будет только расти.
Лидеры vs бренды
Однако у новых медиа, в том числе и у соцсетей, есть один очень существенный недостаток ‒ большой поток информации и ее «клиповое» восприятие. В условиях информационной конкуренции за внимание пользователей, длительное время удерживать интерес к определенному событию, персоне, а тем более деятельности политической партии крайне трудно.
Поэтому профессиональные политики прибегают к хитрому шагу ‒ пытаются привлечь к своему «социальному пулу» лидеров мнений, блогеров или общественных активистов. Иногда последние сами пытаются создать некий аналог политической партии, и даже проходят все необходимые этапы регистрации новой политической силы в Минюсте. Однако дальше, как правило, дела обстоят крайне трудно, ведь распространять свои ценности приходится по канонам деятельности политических сил и их лидеров ‒ с необходимостью постоянного внимания СМИ и финансовой подпитки.
В этом и заключается главная ошибка ‒ общественные организации и движения крайне редко становятся эффективными партиями и попадают в высшую лигу политики, в частности, побеждая на выборах.
Поэтому эра поиска новых подходов к политическому лидерству только начинается, зато бренды ‒ слишком недолговременное сырье для построения системной политической силы. Похоже, что понимание этих процессов будет все чаще доходить до штабов политических партий при проектировании эффективных избирательных кампаний.
В поисках внимания новых аудиторий
Часто в поисках своей ниши в отечественном политическом ландшафте, новые политические силы пытаются взять на себя несвойственные для партий функции. Например, пытаются привлечь внимание избирателей тем, что обещают найти способы снизить тарифы или отремонтировать дороги. На самом деле, эти процессы никоим образом не лежат в компетенциях политических сил.
Главная цель любой партии ‒ получить власть (или ее часть, получив необходимое количество мандатов в представительном органе) на фоне реалистичной собственной политической программы действий, которая сможет запустить комплексные процессы изменений в обществе. Именно так партии могут продемонстрировать волю и запрос их избирателей творить конкретные реформы в тех или иных сферах жизни государства. В то же время критика конкурентов или иных политических сил, которые находятся у власти может быть только шагом для медийного привлечения внимания к ценностям, которые предлагает новая политическая сила. И в этом вопросе нужен больше креатив, чем конструктив, ведь запомнится именно некая «отличительная черта», а не рациональные аргументы.
В этом контексте новым политическим партиям и лидерам уже нет смысла тратить бюджеты на масштабные «билбордовые» кампании или рекламу на телеканалах. Гораздо интереснее и больший охват дадут системные шаги и работа в социальных сетях ‒ причем, стоит обратить внимание именно на популярные среди младших возрастных групп украинцев интересы. Это могут быть масштабные кампании с привлечением популярных киногероев, видеоигры с политическими персонажами, разнообразный развлекательный контент ‒ начиная от забавных видео, заканчивая продуманными сериями интернет-мемов, которые помогут как поднять узнаваемость конкретных политических сил и их лидеров, так и изысканно «потопить» конкурентов.
Удачные попытки привлечения внимания и поиска новых аудиторий в современном политическом сегменте уже были. И хотя на первый взгляд не слишком убедительными выглядят такие примеры, как песенно-клиповое творчество «радикала» Олега Ляшко, или выпуск книги с шутками-мемами о мэре Киева Виталии Кличко ‒ именно такие способы коммуникаций с потенциальными избирателями будут становиться все популярнее и показывать лучшую эффективность в новых политических реалиях.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»