В понедельник, 19 апреля, состоялся телефонный разговор между секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым и помощником президента США по национальной безопасности Джейкобом Салливаном. Стороны обсудили подготовку к встрече на высшем уровне между президентами США и РФ. Эта информация сильно снижает вероятность военного столкновения между Украиной и Россией.
О телефонном разговоре между Николаем Патрушевым и Джейкобом Салливаном сообщил официальный сайт Совбеза РФ. Стороны обсудили «ход подготовки к встрече на высшем уровне, а также возможные направления в развитии российско-американского сотрудничества». Из сообщения заметно, что в Кремле обижены на Вашингтон за введение очередного пакета санкций, однако подтверждают «готовность к продолжению диалога в интересах нормализации отношений… и обеспечения международной безопасности».
Общение между Патрушевым и Салливаном – прямое следствие цепочки событий, состоявшихся на прошлой неделе. Как сообщало «Слово и дело», 15 апреля президент США Джо Байден ввел санкции против России, часть из которых коснулась государственного долга РФ. Это произошло на фоне масштабной переброски российских войск на границы с Украиной и в оккупированный Крым под видом «учений». Однако прогнозируемая численность группировки – свыше 100 тысяч человек, с наступательными вооружениями, создавала впечатление, что РФ намерена вторгнуться в Украину.
Пытаясь снизить напряженность, Байден сначала позвонил Путину, а получив в ответ новую порцию ультиматумов – ввел санкции. Строго говоря, введение этих ограничений планировалось и раньше, однако именно после санкционного удара 15 апреля, тон Кремля стал менее угрожающим. А после телефонных переговоров 19 апреля стало очевидно, что желание поговорить, скорее всего, возобладало над желанием подраться.
И хотя Украина явно не будет основной темой разговора между Байденом и Путиным – в отношениях между Россией и США масса других проблем – встреча между президентами явно вызвана «украинским вопросом». А это снижает вероятность прямого российского вторжения в Украину, по крайней мере, до этих переговоров. Хотя и не сводит ее на нет, ведь концентрация российских войск возле границ с Украиной продолжается и более того, по данным украинской разведки, именно 20 апреля развертывание этих сил на суше и на обоих морях должно было полностью завершиться.
Дата 20 апреля не случайна. Ведь на следующий день, 21 апреля, президент РФ Владимир Путин обращается к федеральному собранию. Теоретически результатом этого обращения мог бы стать запрос к Совету федерации о вводе войск в Украину, как это однажды уже произошло 1 марта 2014 года. На сей раз поводом могла бы стать «защита граждан России» в «ЛДНР» или в Крыму. Крымчане, к слову, испытывают недостаток питьевой воды, так что повод повоевать – железобетонный. Можно не сомневаться в том, что карманный Совфед разрешил бы «вождю» опять ввести войска в Украину, развязав тем самым континентальную войну. Простая причинно-следственная связь, что именно российская оккупация Крыма и привела к дефициту воды на полуострове, в Кремле никого не волнует.
Теперь, когда угроза прямого вторжения, судя по всему, снижается – о чем же тогда будет говорить Путин 21 апреля? Помимо внутрироссийских проблем, речь может пойти о Беларуси. Как известно, 17 апреля, спецслужбы РФ и РБ заявили о раскрытии заговора, направленного на свержение Александра Лукашенко. Сам «бацька» предполагает, что операцию готовили «скорее всего» в ЦРУ или ФБР.
Во главе заговора стоят политолог и юрист. Такой странный выбор действующих лиц, а также тот факт, что планы по свержению Лукашенко «заговорщики» обсуждали во время открытых видеоконференций или же в ресторанах, наводит на мысль о банальной постановке. «Магия дат» здесь тоже играет роль. Так 17 числа, незадолго до сообщения о раскрытии «заговора», российские телеграмм-каналы сообщили, что премьер РФ Михаил Мишустин и Александр Лукашенко согласовали все «дорожные карты» по интеграции. А в пятницу, 16 апреля, на следующий день после введения американских санкций, стало известно, что Кремль подтвердил встречу Путина и Лукашенко в Москве во второй половине дня, 22 апреля. То есть на следующий день после доклада Совфеду.
Маловероятно, что эта встреча состоится на фоне объявления войны Украине. Очевидно, будут обсуждаться вопросы «интеграции» России и Беларуси. Об этой перспективе, скорее всего, Путин и заявит федеральному собранию, как об очередной внешнеполитической победе во имя повышения рейтинга. Очевидно комедия с «заговором политологов», как раз и нужна была для того, чтобы склонить Лукашенко к скорейшему союзу с Россией.
Фактический аншлюс Беларуси в среднесрочной перспективе крайне опасен для Украины. Но это уже немного другая история.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».