Украина начала год с усиленного карантина, условия соблюдения которого касаются и учебных заведений. В частности, школы и вузы снова работают в условиях дистанционного образования. Похоже, к реалиям онлайн-обучения украинцам придется привыкнуть и в 2021-м: после работы на «временном» режиме во время карантинного периода весной 2020-го, уже в сентябре школьники и студенты начали занятия в «плановом» онлайн-режиме, или в «гибридном» варианте.
Главный вопрос, который возник касательно новых реалий онлайн-обучения, каким образом такой подход изменит качество украинского образования ‒ в лучшую или худшую сторону. И вообще, каких трансформаций следует ожидать всей системе образования в Украине.
Справилась ли отрасль с предыдущими вызовами пандемии? И к каким последствиям приведут условия обучения онлайн?
Главные изменения в образовании в 2020 году
О том, что 21 век внесет существенные изменения в нашу жизнь, говорилось и писалось на различных мировых и национальных платформах и ресурсах многократно. Появились целые исследования, вроде книги Юваля Харари «21 урок для 21 века», которые определили главные угрозы для человечества в ближайшем будущем и предостерегали от легкомысленного отношения к глобальным проблемам цивилизации. Однако COVID-19 ярко продемонстрировал, что все предостережения были напрасными, и учиться жить и работать по-новому человечеству пришлось в режиме карантина.
Неожиданная эпидемия внесла свои коррективы и в деятельность образования. Педагогам пришлось в авральном режиме настраивать учебный процесс с очной формы на дистанционную. Чего удалось достичь?
Несмотря на новые вызовы, связанные с пандемией, правительство Украины продолжило работу по реализации реформы «Новая украинская школа»: утвержден новый Госстандарт базового среднего образования, на основе которого уже начата разработка типовых программ. Совместно с международными партнерами разработаны курсы, с помощью которых учителя могут развивать умения к дистанционному обучению, а благодаря «Всеукраинской школе онлайн» учащиеся 5-11 классов получили возможность в любой момент просмотреть уроки. Также было принято новое Положение о дистанционном обучении, которое должно было обеспечить качественное образование в условиях карантина. Несмотря на ограничения, ВНО-2020 и вступительная кампания были проведены успешно.
В 2020 году в целом выделено и освоено более 5,2 млрд грн субвенций на развитие школьной инфраструктуры, в том числе более 550 млн грн на программу «Достоинство ребенка», благодаря которой обустроили теплые туалеты в 100 школах 11-ти областей.
Более 500 млн грн потрачено на дезинфекционные средства для школ в условиях карантина, а субвенция в 400 млн грн обеспечила обновление пищеблоков в столовых в пределах реформы школьного питания. Дискуссионным является решение правительства выделить около 600 млн грн на закупку школьных автобусов для опорных школ ‒ что, конечно, является необходимым шагом, однако в условиях карантина вряд ли можно назвать первоочередным.
Чего ожидать педагогам в 2021 году?
В Госбюджете на 2021 год Министерством образования и науки Украины предусмотрены расходы в объеме 139,5 млрд грн, что на 26,6 млрд грн больше, чем в 2020-м. В основном, эти средства обеспечат увеличение заработной платы, которое пройдет в два этапа: с 1 января на 20% и с 1 декабря 2021 ‒ на 8,4%.
Немного увеличены государственные субвенции на создание учебно-практических центров профессионального образования, на обеспечение общего среднего образования в рамках реформы «Новая украинская школа», на реализацию программы «Способная школа для лучших результатов». Также предусмотрена новая субвенция объемом в 1 млрд грн на мероприятия, направленные на борьбу с острой респираторной болезнью COVID-19 и ее последствиями во время учебного процесса в учреждениях общего среднего образования.
Однако в государственном бюджете совсем не прописаны средства, которые бы обеспечили лучшую защиту педагогов и других работников учебных заведений в условиях пандемии, не предусмотрено и финансирование за интенсивность труда преподавателей в режиме дистанционного обучения.
В профсоюзах работников образования и науки Украины отмечают ряд недостатков в организации трудового процесса для педагогов, на которые следует обратить внимание правительству. В частности, для обеспечения требований по физическому дистанциированию в школах, направленных на минимизацию контакта с другими лицами, большинство классов и групп учащихся, находящихся в учебных кабинетах и аудиториях, требуют деления на подгруппы - это требует дополнительных ставок для учителей, преподавателей, воспитателей, а следовательно и увеличения объемов финансирования, по крайней мере на период введения карантинных мероприятий.
Кроме того, организация образовательного процесса в условиях карантина должна быть урегулирована государственными нормативно-правовыми актами, а не локальными решениями учебных заведений, которые не имеют соответствующего финансового обеспечения.
Профсоюз работников образования и науки Украины еще в августе 2020 года подчеркивал необходимость пересмотра штатных нормативов, а именно увеличение количества должностей воспитателей, медицинских работников, уборщиков помещений, гардеробщиков, охранников и установления работникам учреждений образования фиксированной надбавки в размере 50% именно «в связи с эпидемической ситуацией, вызванной коронавирусной болезнью». Еще одним оправданным требованием профсоюзов было введение обязательного государственного страхования на случай заболевания COVID-19 работниками учреждений образования и разработка соответствующего порядка его осуществления. Однако, как видим, ни одно из указанных выше требований в Госбюджете-2021 учтено не было.
Последствия дистанционного обучения
К сожалению, никаких серьезных исследований по внедрению дистанционного обучения и жизни граждан в условиях карантина в Украине еще не проводилось. Однако онлайн-опросы показывают, что в 55,53% школ дистанционное обучение было проблемой, поскольку они ранее не имели такого опыта, поэтому не были готовы к обучению во время карантина, как и 47,5% преподавателей, которые ранее не использовали технологии дистанционного обучения в своей педагогической деятельности.
Большинство преподавателей не получили никаких рекомендаций по методике проведения дистанционного обучения или обучения с помощью образовательных онлайн-инструментов. Безусловно, для них пригодились бы советы, как объяснять новый материал, давать обратную связь, тренировать навыки, оценивать прогресс и определять продолжительность уроков в условиях дистанционного обучения.
Большой проблемой, которая мешала эффективной работе как учителей, так и соискателей образования, стало отсутствие необходимого оборудования дома (67,35%), а 46,9% опрошенных указали на низкое качество подключения к интернету. Переход на дистанционное обучение обнаружило неравенство, которое существует между учениками сел и городов в доступе к информационным ресурсам: более 4 миллионов украинцев живут в селах, где нет качественного фиксированного Интернета. 40% школ, преимущественно расположенных в селах или в малых городах, не имеют доступа к широкополосному интернету. Большая часть опрошенных отметила, что они не обеспечены гаджетами для продуктивной организации обучения.
По данным опроса, проведенного образовательным омбудсменом, большинство детей (81,6%) использовали мобильные телефоны, вероятно смартфоны, для дистанционного обучения. Зато меньше пользуются ноутбуком (45,6%) и стационарным компьютером (34,3%). Вместе с тем, не все задачи можно выполнять на телефоне, поэтому дети могли потребовать ноутбуки или компьютеры, которые принадлежали родителям. Если же родители также работали дистанционно, это могло усложнять как процесс обучения, так и работу родителей. Подобная ситуация ухудшила эмоциональное состояние и взаимоотношения в семьях: так количество обращений на горячую линию по предотвращению домашнего насилия возросло в начале карантина на 30%.
Ситуацию не улучшили и телевизионные уроки, которые появились с большим опозданием и, к тому же, не были согласованы со школьной программой.
Значительная часть учебного материала осваивались детьми самостоятельно или с родителями, так как некоторые учителя минимизировали свое участие в процессе обучения и отправляли через мессенджер темы и задания для обработки, что фактически является самостоятельным обучением, а не дистанционным.
Введение карантина и дистанционного обучения негативно сказалось и на малообеспеченных семьях, чьи дети получали бесплатное питание в школах, а их пребывание дома при дистанционном обучении создало дополнительную финансовую нагрузку на их родителей. И если не решить эту проблему немедленно, то в ближайшем будущем это может повлиять на общее увеличение экономического неравенства.
На сегодня нет и объективных данных о том, как карантин повлиял на учебные результаты соискателей образования, потому что централизованный учет посещения не проводился, точных данных о том, какой процент учеников «выпал» из образовательного процесса нет. По результатам опроса Государственной службы качества образования, совсем не выходили на связь лишь около 3% учащихся общеобразовательных школ. Данных по соискателям образования других уровней информации нет вообще.
Нет пока и возможности установить, как карантин повлиял на уровень знаний учащихся. Единственным показателем снижения уровня знаний можно считать существенное увеличение тех, кто зарегистрировался на ВНО, но не явился на тестирование: таких 10,7% против 0,5% в прошлом году, и больше всего среди них выпускников сельских школ.
Польза или новые вызовы?
Несколько тезисов о том, чего больше ‒ пользы или вреда от дистанционного обучения. Что использовать как преимущество, а надо было бы усовершенствовать.
Последние десятилетия свидетельствуют о чрезвычайной динамике мировых изменений. Если наше государство не обеспечит равный и качественный доступ всех граждан к образованию, мы потеряем все шансы сравняться к успешными и развитыми странами. И начинать сдвиги нужно с учителей, которых в первую очередь необходимо обеспечить соответствующим оборудованием и дома, и в учебном заведении, а также возможностями освоения цифровыми технологиями на постоянной основе.
Ведь мир движется вперед, и учителя должны иметь надлежащие навыки и поддержку, чтобы двигаться вместе с ним. Нельзя ответственный процесс дистанционного обучения переложить на плечи местных органов власти или на сами школы, возможности которых очень разнятся. В нашей стране есть огромное количество институтов, получающих государственное финансирование, которые обязаны разработать учебные материалы, методики и программные средства для любой формы обучения, и дистанционной в частности.
Государство должно создать и равные условия для получения образовательных услуг, и стандарты образовательной среды, которых должны придерживаться все учебные заведения. Введение дистанционного образования и четких стандартов пригодится и тем категориям учащихся и студентов, нуждающихся в дистанционном образовании постоянно.
Это те учащиеся, которые проживают на оккупированных территориях или в сельской местности, где нет школы, или в школе нет специалистов определенного профиля. Дистанционное обучение облегчит учащимся доступ к образованию в случае болезни. Карантинные ограничения четко продемонстрировали необходимость немедленного запуска Национальной образовательной электронной платформы, которая обеспечит непрерывность и доступность образования для всех участников процесса.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»