Россия перебросила в Центральноафриканскую Республику (ЦАР) три сотни своих военных. Эти люди являются наемниками из печально известной ЧВК «Вагнера», «засветившейся» во многих горячих точках, включая Донбасс. Теперь они помогают президенту ЦАР, обучая его армию для участия в гражданской войне, которая продолжается в течение последних 8 лет. География присутствия «вагнеровцев» постоянно расширяется – их заметили, по меньшей мере, в 10 африканских государствах.
В среду, 23 декабря, российский МИД сообщил об отправке в Центральноафриканскую Республику «300 инструкторов для обучения военнослужащих национальной армии». По всей видимости, контингент прибыл в страну еще 20 декабря. Отметим, что Российскую Федерацию и ЦАР связывает военное соглашение, заключенное в 2017 году. В его рамках Россия помогает правительству отразить наступление повстанцев. Уже в марте 2018-го в ЦАР были направлены пять российских военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки местных военнослужащих. Стрелковое оружие местным солдатам предоставлено бесплатно.
Кроме того, в стране действует российский «военный центр обучения и подготовки». Инструктаж там проводят 500 российских военнослужащих, являющихся членами печально известной ЧВК «Вагнера», засветившейся в боях на Донбассе, а также в таких «сакральных» для россиян местах, как Сирия и Ливия.
Создателем этой группировки является питерский бизнесмен и ресторатор Евгений Пригожин, также известный как «повар Путина». Обычно ЧВК «Вагнера» действует в тех местах, где Россия не хочет афишировать свое военное присутствие и не использует официальные вооруженные силы. Наемники «Вагнера» получают финансовое вознаграждение, но социальная защита для них отсутствует. То есть, в случае гибели бойца, его семья вряд ли сможет рассчитывать на какую-либо компенсацию.
На сирийском и ливийском фронтах, «вагнеровцы» не добились значительных военных успехов. Зато они «прославились» ужасными зверствами в отношении местных жителей. «Слово и дело» уже рассказывало об этих чудовищных преступлениях.
Что же касается ЦАР, то помимо тренировочной миссии, «вагнеровцы» осуществляют физическую защиту президента этой страны Фостена-Арканжа Туадера, избранного в 2016 году. Его соперником является Франсуа Бозизе, свергнутый с поста главы государства в 2012 году повстанцами, которые теперь помогают Бозизе свергнуть Туадера.
Военный союз с таким серьезным государством, как Россия – весьма полезен для Туадера. Ведь ЦАР не только одна из беднейших стран мира – она располагает еще одной из самых слабых и малочисленных армий на планете. Однако даже с помощью ЧВК «Вагнера» ВС ЦАР не стали сильнее. Это показал ход гражданского конфликта, который обострился в ЦАР в связи с приближением президентских и парламентских выборов 27 декабря. Пытаясь помешать Туадеру переизбраться на второй срок, три группировки повстанцев сформировали коалицию и захватили административный центр префектуры Лобай, город Мбайки, разгромив не только подразделения ВС ЦАР, но и отряды боевиков «Вагнера».
Спустя пару дней «вагнеровцы» были разбиты в другой точке ЦАР – в районе города Бамбари. Отправка партии из 300 наемников, очевидно, является попыткой восполнить боевые потери, которые «вагнеровцы» понесли в неудачных боях.
Но что россияне вообще искали в этом Богом забытом уголке? В планах президента Владимира Путина – добывать на территории ЦАР полезные ископаемые. Вообще, интересы Кремля распространяются, как минимум, на десяток африканских государств. Помимо ЦАР, это Северный и Южный Судан, Ливия, Ангола, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Зимбабве и Демократическая Республика Конго. Инструментом достижения этих интересов являются наемники ЧВК «Вагнера». Как видим, инструмент не очень эффективный, но география его применения постоянно расширяется.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».