Выборы и закон: почему дела о нарушениях избирательных прав украинцев редко доходят до суда

Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

Только 2 из 261 уголовных производства по факту нарушения избирательного законодательства в части подкупа избирателей во время парламентских и президентских выборов в 2019 году дошли до суда. Об этом говорится в ответе Национальной полиции Украины на запрос «Слово и дело». В комментарии доктор юридических наук Борис Малышев отметил, что проблемы с расследованием таких правонарушений возникают преимущественно на досудебном этапе. Из-за того, что полиция остается под политическим влиянием, а реформа ‒ не доведена до конца.

«Вопрос в том, что этот орган у нас остается политизированным. Проблема полностью возникает на досудебном этапе. Могут быть и другие проблемы, когда дела передаются в суд. Но, по статистике, большинство из них туда даже не попадут. Если осуществляется некое политическое давление на дело ‒ оно ​​в суд просто не доходит. Но если на уровне суда ‒ может быть несколько причин: некачественно собранные материалы на досудебном этапе и суд их возвращает. Другая причина - это то же самое давление на суд. Но это делать сложнее, там три инстанции и до этого предпочитают не доводить», ‒ отметил Малышев.

Эксперт считает, что органы предварительного расследования находятся под политическим влиянием из-за того, что реформа правоохранительных органов не доведена до конца.

«Если дошло так мало, то проблема в том, что их просто не передают. По разным причинам. Я не исключаю, что речь, например, может идти об избирательных комиссиях, где есть представители тех или иных политических элит. Конечно, эти политические элиты начинают давить на правоохранительные органы, чтобы они не перенаправляли дела в суд», ‒ пояснил Малышев.

Юрист подчеркнул, что в структуре МВД сохраняется жесткая вертикаль, вопреки международным стандартам, которая нарушает условие независимости Национальной полиции от политических игроков.

«Чтобы решить эту проблему, необходимо деполитизировать Национальную полицию. Основная цель реформы 2015 года была в том, что министр внутренних дел структурно отделяется от полиции. Есть руководитель полиции и он ей руководит. На самом деле, в законе это условие было выполнено формально. Глава МВД до сих пор, согласно этому закону, сохраняет слишком много полномочий ‒ и кадровых, и финансовых. И самое главное: в законе о Национальной полиции написано, что руководителя назначает глава МВД. То есть, происходит не конкурс, не комиссия, а прямое назначение. Поэтому необходимо предусмотреть все эти моменты на уровне закона, тогда этот орган будет менее политизирован», ‒ пояснил эксперт.

Напомним, МВД открыло почти полтысячи уголовных производств за нарушения на местных выборах.

Ранее мы подробно писали о всех видах нарушений, на которые жалуются участники избирательного процесса. Среди них: подкуп избирателей, незаконное ведение агитации и тому подобное.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО