Больше года новая власть обещает ввести налоговую амнистию. Это один из вопросов установления доверия между государством и гражданами, а также возможность наполнить бюджет дополнительными налогами, выявить коррупционеров, и вообще – начать жизнь с чистого листа.
Выиграв президентскую гонку в 2019 году, президент Владимир Зеленский пообещал бизнесу провести налоговую амнистию «на льготных условиях». «Мы понимаем, очень часто украинский бизнес выводил деньги из страны не от хорошей жизни, а из-за коррупционного давления и нормального желания защитить свои активы», – отмечал глава государства в июне 2019-го на одной из встреч с бизнесменами.
Прошел год, и на итоговой пресс-конференции глава государства пообещал, что соответствующий законопроект об амнистии капиталов будет внесен на рассмотрение Верховной рады в течение одного месяца.
Глава парламентского комитета по вопросам налоговой, таможенной и финансовой политики, народный депутат от «Слуги народа» Даниил Гетманцев уверяет, что концепт соответствующего законопроекта уже согласован с МВФ и является совместной наработкой Верховной рады, Кабмина и Офиса президента. Впрочем, пока текст документа еще не внесен на рассмотрение парламента.
Очевидно, новый законопроект вызовет оживленную дискуссию как среди народных депутатов, экспертов, так и рядовых граждан. Однако Даниил Гетманцев уверенно утверждает, что налоговая амнистия может заработать уже с 2021 года. Действительно ли стоит ожидать запуск этой реформы и стоит ли надеяться на успех подобной инициативы?
Вывести капиталы из тени
Конечно, идея налоговой амнистии не нова. Каждая новая власть вот уже более 15 последних лет обещает навести порядок в отношениях между гражданами и государством, чтобы начать все с чистого листа. При этом предлагается начать с пряника, а уже после этого наказывать кнутом тех, кто не пошел на сотрудничество.
Однако ключевыми препятствиями на пути к реализации данной идеи всегда стояли два фактора: недоверие украинцев друг к другу и к государству, а также вопрос справедливости. Ведь налоговая амнистия так или иначе должна касаться всех, однако большинство украинцев считает, что данный вопрос – это лишь один из возможных способов «раскулачить» проклятых олигархов, которые в свое время смогли удачно накопить капитал, действуя не всегда честным способом.
Представители новой власти на самом деле предлагают довольно интересные условия для осуществления налоговой амнистии.
Во-первых, налоговая амнистия не будет распространяться на капиталы, полученные преступным путем (те же взятки). Правда, существует ли у государства эффективный механизм определения того, откуда и из каких источников появились те или иные активы у граждан, пока остается открытым вопросом. Конечно, все будет зависеть от политики ГФС в этой сфере, а именно: будут ли там закрывать глаза на несоответствия в доходах и расходах граждан, членов их семей.
Во-вторых, амнистия будет касаться активов и доходов, которые были получены без уплаты налогов.
В-третьих, уже определены ставки налогообложения. «Общая – 5% для денег, которые размещаются на банковском счете, 9% – для денег и активов, размещаемых за рубежом. Если речь идет о наличных в Украине, то это 18%. 2,5% – для тех, кто захочет инвестировать деньги в ОВГЗ, под это будет специальный выпуск Минфина. 0% – для корпоративных прав независимо от того, где они находятся: за границей или здесь», – объясняет условия легализации капиталов Данил Гетманцев.
Согласятся ли на такие условия владельцы капиталов? Насколько выгодными являются такие условия, и есть ли у государства действенный механизм для наказания тех, кто не захочет легализировать свои капиталы.
Призрачные шансы на успех
Среди экономистов бытует мнение о том, что нынешняя налоговая амнистия может худо-бедно сработать для активов, которые сейчас находятся за рубежом, и их владельцы капиталов так или иначе планировали возвращать в Украину в виде внешних инвестиций. То есть речь идет прежде всего о возврате денег из оффшоров.
Однако здесь сразу же возникает замечание, ведь деньги в оффшоры выводились не только для оптимизации налогообложения, но и как дополнительный предохранитель в случае опасности – заручиться поддержкой международных арбитражных судов, решения которых во всем мире являются обязательными к исполнению. Действительно ли такую же безопасность капиталам и активам сможет обеспечить отечественная судебная система – вопрос риторический.
Кроме того, для большинства украинцев, капиталы которых вращаются в так называемом «теневом» секторе экономики (не связанной с криминалом), преимущества налоговой амнистии остаются неубедительными. Ведь одновременно с введением этой идеи следовало бы параллельно осуществлять эффективную налоговую реформу. И только после этих двух шагов уже вводить в действие карательные методы для тех граждан, которые упорно не планируют идти на признание нового общественного договора в сфере уплаты налогов.
Правительства многих стран время от время проводят мероприятия по налоговой амнистии капиталов. Некоторые страны – например, Аргентина и Италия – вообще являются своеобразными «рекордсменами» в этом вопросе. Однако в большинстве случаев, ожидания от подобных мероприятий значительно превышают результаты. Определить некий единый или ряд факторов, которые гарантировали бы успешность подобных инициатив государства, – почти невозможно. Речь идет о совокупности факторов – это и правовое сознание, уровень доверия в обществе и к институтам власти, финансовая грамотность, эффективность систем стимулов и наказаний.
Нулевая декларация для всех украинцев
Еще один фактор, с которого бы следовало начинать вообще вопрос налоговой амнистии, – введение декларирования для всех украинцев без исключения. Именно этот фактор, а также добровольность мероприятий по налоговой амнистии и станут основными вызовами для успеха инициативы по легализации капиталов.
Так, представители монобольшинства в парламенте пока не рассматривают вопрос нулевой декларации и обязательного декларирования доходов всех граждан. Однако, если говорить об успехе кампании по налоговой амнистии капиталов, рано или поздно украинцам таки придется вернуться к данному вопросу. Конечно, если мы все-таки хотим построить успешное государство.
Однако, начиная любые шаги по налоговой амнистии, введение нулевых деклараций и обязательное декларирование доходов для всех граждан, государство не создает соответствующих благоприятных условий для ведения бизнеса. То есть очевидных преимуществ, мотивирующих украинцев выходить «из тени» и возвращать свои капиталы из офшоров, пока нет. И эта мотивация должна заключаться не в страхе перед карательной функцией государства, а в инициативе в будущем заработать больше (например, взять кредит на развитие бизнеса) или наоборот – получить налоговые преференции, чтобы вернуть себе часть уплаченных сборов.
Поэтому нынешняя амнистия капиталов фактически обречена на провал, если параллельно не вводить кардинальную налоговую реформу и изменения в трудовых отношениях.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»