Досрочные парламентские выборы: рискованная игра или новые возможности?

Александр Радчукполитолог

Выступая перед новым созывом Верховной рады 29 августа 2019 года, новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский сразу же пригрозил народным депутатам возможностью досрочных выборов парламента в случае, если они не справятся с возложенной на них миссией – в корне изменить жизнь украинцев. При этом глава государства дал на выполнение этой задачи всего один год. «Фактически это ваш, это наш испытательный срок. Поверьте, я знаю, что распускать Верховную раду не так страшно», – заявил тогда Владимир Зеленский.

В Конституции Украины не прописано то, что наше государство – именно парламентско-президентская республика. Однако существует четкое распределение полномочий, согласно которым ведущая роль в формировании правительства и всей исполнительной вертикали принадлежит именно Верховной раде Украины. В прошлом году президент мог позволить себе подобную речь именно потому, что перезапуск Рады и результаты партии «Слуга народа» стали возможными благодаря невероятной поддержке его кандидатуры и победы на президентских выборах.

За год, не без проблем, однако в подавляющем большинстве случаев парламент стал главным соратником Офиса президента во внедрении курса на изменения в государстве. Верховная рада осенью 2019-го назначила новое правительство, а зимой текущего года – сменила его еще раз. Парламент работал в так называемом «турборежиме» в течение нескольких первых месяцев своего правления – именно благодаря монобольшинству, ориентированного на главу государства.

Однако постепенно ситуация изменилась, с голосованием и поддержкой всех инициатив президента также возникли трудности. У главы государства, который до сих пор имеет самый высокий рейтинг среди нынешних украинских политиков, появился соблазн еще раз перезапустить парламент. Каковы риски подобного решения? Как такой шаг может изменить украинские политические реалии?

Выиграть время

Возможность роспуска Верховной рады зависит от очень многих факторов. Однако один из главных – это замеры рейтингов самого Владимира Зеленского. Как свидетельствуют социологические опросы, время не на стороне главы государства, с каждым последующим месяцем рейтинг президента постепенно снижается.

Это не повод для паники в Офисе президента, однако это повод существенно задуматься над следующей стратегией действий. Вероятно, решение о роспуске Верховной рады будет зависеть от того, какой результат на местных выборах покажет партия «Слуга народа».

Следующий возможный сценарий – досрочный перезапуск Рады вместе с местными выборами уже в конце октября текущего года. Для этого главе государства нужно распустить парламент еще в августе. И самое интересное: для этого согласно Конституции нужно соблюсти ряд процедурных требований. Пока же оснований, предусмотренных Основным законом для досрочного прекращения полномочий Верховной рады, нет.

Наконец, возможен и третий вариант: перенос местных выборов на весну 2021 года, вместе с которыми состоятся и досрочные выборы в парламент. Вариаций для реализации такого сценария - значительно больше. А еще глава государства получает бонус для своего рейтинга в виде выигранного времени минимум до лета следующего года.

Рискованная игра

Какой бы из сценариев не был реализован, в любом случае «Слуге народа» не повторить успеха 2019 года. Получить значительную по количеству и влиятельности депутатскую фракцию – да, но уже не желанное монобольшинство. Вероятно, в Офисе президента об этом догадываются, впрочем, пока выходят из имеющихся рейтинговых и электоральных ресурсов, развивая стратегии из расчета максимум на ближайшие полгода.

В Офисе президента могут пойти на достаточно рискованный шаг: если досрочные парламентские выборы состоятся на пропорциональной основе, то не придется «собирать» для большинства мажоритарщиков. А это, в свою очередь, позволит все же надеяться на более чем 200 депутатских мандатов. Тогда для создания новой коалиции подойдет любой «сговорчивый» партнер.

С другой стороны, в случае провала на досрочных выборах, коалиция может быть создана на базе оппозиционных фракций, и тогда президенту и его команде придется смириться с ролью оппозиции. Впрочем, такой сценарий слишком маловероятен, ведь рейтинги «Слуги народа», даже после коррекции с учетом последнего года, до сих пор занимают первые строчки в отчетах социологов.

Возможности для оппозиции?

Все же больше возможностей в случае проведения досрочных парламентских выборов появляется у оппозиционных политических сил. Пока, по данным последних социологических опросов, кроме пропрезидентской политической силы, в следующий парламент точно попадут «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Европейская солидарность» и «Батькивщина».

Другие политические силы не дотягивают до 5% избирательного барьера. Впрочем, это еще одна «фишка», которой могут воспользоваться в нынешней ситуации в Офисе президента. Если удастся внести изменения в Избирательный кодекс и снизить проходной барьер, тогда и фракций в следующем парламенте может стать больше. А значит, стало больше и возможностей создать новую коалицию с одной или несколькими меньшими по количеству депутатов фракциями.

Но даже при таком сценарии рисков не избежать. Более того, у оппозиционных сил разного спектра также появляются возможности для создания альянсов с новыми партнерами в перечне меньших по количеству нардепов фракций.

Тем не менее на события осени и возможности роспуска парламента этого или следующего года будет влиять один очень существенный фактор – отсутствие электоральных конкурентов у Владимира Зеленского. Пока что его высокий рейтинг сохраняется, в том числе и за счет фактора отсутствия на горизонте новых влиятельных политических лидеров и идей. По крайней мере местные выборы могут стать только предвестниками появления альтернатив старым политикам и влиятельности «Слуги народа». А пока у главы государства еще есть время для создания новой команды. Так же, как и возможность быстро перезапустить парламент.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО