12 июня в НАТО сообщили, что Украина получила статус партнера с расширенными возможностями. Аналогичный статус сейчас есть у Грузии, Австралии, Швеции, Иордании и Финляндии. Украине он позволит более глубоко взаимодействовать с Альянсом: проводить политические консультации по вопросам безопасности, обмениваться информацией и опытом, ближе взаимодействовать во время кризисов, пользоваться расширенным доступом к программам взаимодействия и учений.
Важный момент, который подчеркнуло НАТО, – статус партнерства не влияет на решение относительно членства Украины в Альянсе. А ведь, судя по риторике украинских политиков, это является одной из ключевых целей государства. «Слово и дело» собрало обещания новой и предыдущей власти относительно НАТО.
Зеленский обещает референдум по вступлению в НАТО
Президент Владимир Зеленский, который активно выступает за народовластие, в предвыборной программе обещал, что решение о вступлении Украины в НАТО будет приниматься на всеукраинском референдуме. Отметим, что скоро для этого появится законодательная почва: Верховная рада уже приняла в первом чтении законопроект о референдуме. В июне прошлого года глава государства подтвердил тезис из своей программы: «Мы информационно должны рассказать каждому украинцу, что такое НАТО, что это не так страшно. И когда украинцы будут готовы, мы обязательно вынесем этот вопрос на референдум, и Украина обязательно будет в НАТО».
Придерживаясь такой позиции, Зеленский пошел по стопам своего предшественника: пятый президент Петр Порошенко тоже обещал решить вопрос с НАТО на референдуме. Однако в начале 2019 года Порошенко нарушил свое слово. Верховная рада внесла изменения в Конституцию, а Порошенко подписал закон, относительно стратегического курса Украины на приобретение полноправного членства в ЕС и НАТО. Таким образом, вопрос о стремлении в НАТО решили без участия украинцев.
У Зеленского есть и другие обещания, касающиеся темы НАТО: вывести зарплату военных на уровень стандартов Альянса (военный эксперт еще перед выборами рассказал «Слово и дело» реально ли это), наращивать обмен информацией и развивать линии коммуникации с НАТО, модернизировать сектор безопасности и обороны в соответствии со стандартами НАТО. В этом году, обещал президент, Украина примет участие в учениях Альянса в Черном море. В марте парламент принял закон о допуске военных других государств в Украину на многонациональные учения.
У членов Кабинета министров Дениса Шмыгаля обещаний по НАТО очень мало. Правда, в отклоненной программе деятельности было написано, что Украина продолжит путь евроинтеграции, в частности, внедряя определенные технические и административные стандарты НАТО.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба обещал сохранить Офис представительства Украины при НАТО, так он опроверг информацию о его закрытии. До этого Кулеба занимал пост вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции в правительстве Алексея Гончарука. Тогда он пообещал создать для военных возможность стажировки в странах НАТО. Есть также обещание о том, что Украина за пять лет достигнет критериев вступления в Альянс. Нынешняя должность Кулебы позволяет ему выполнить эти два обещания.
Что обещали партии и народные депутаты
Все политические партии в свои предвыборные программы включили пункт о НАТО. «Слуга народа» обещала восстановить реформирование Вооруженных сил по стандартам НАТО и принять законы для расширения сотрудничества с Альянсом.
Партия «Батькивщина» обещала работать над предоставлением Украине Плана действий по членству в НАТО. У «Европейской солидарности» есть аналогичное обещание, только более конкретное: способствовать получению плана в 2023 году. Партия «Голос» обещала курс на присоединение Украины к НАТО.
Кардинально противоположная позиция у «Оппозиционной платформы – За жизнь» – обеспечить неучастие Украины в любых военно-политических союзах. Их предшественники в парламенте VIII созыва – «Оппозиционный блок» – тоже обещали сохранить внеблоковый статус Украины. Но внесение изменений в Конституцию нарушило их планы.
Депутаты-мажоритарщики в основном обещали обеспечить интеграцию Украины в Североатлантический альянс (Андрей Кит, Руслан Княжицкий), расширить сотрудничество с НАТО, привести Вооруженные сил в соответствие со стандартами организации (Олег Кулинич, Владимир Захарченко, Николай Кучер), зарплаты военным на уровне натовских стандартов (Юрий Камельчук, Владислав Бородин).
Тарас Батенко, Виктор Бондарь, Роберт Горват обещали в программе добиваться реализации курса Украины на членство в НАТО. Принять и поддерживать законопроекты для сотрудничества с НАТО обещали Кира Рудик, Николай Тищенко и Сергей Лабазюк.
Нардеп от «Слуги народа» Ирина Верещук в феврале 2020-го уверенно пообещала, что Украина станет членом НАТО. Ее коллеги по парламенту в своих предвыборных программах были более осторожны в заявлениях: Андрей Лопушанский и Оксана Савчук обещали только обеспечить вступление в НАТО (создать для этого условия), а Тарас Батенко – добиваться приобретения членства в организации. Василий Петевка взял на себя обязательство подать заявки на членство Украины в НАТО и Европейский союз.
Осенью прошлого года спикер Верховной рады Дмитрий Разумков заверил, что евроатлантическая интеграция Украины будет завершена: «Стратегическая цель Украины – это евроатлантическая интеграция. И она будет достигнута путем внедрения критериев, стандартов и принципов НАТО».
Отметим, что все обещания партий и нардепов находятся в процессе выполнения, так как они долгосрочные.
Стандарты НАТО и членство в организации: какие обещания провалила предыдущая власть
Народные депутаты VIII созыва любили обещать членство в НАТО. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко говорил, что Украина «в недалеком будущем непременно станет членом НАТО». Поскольку во время каденции Ляшко этого не произошло, обещание провалено.
Андрей Парубий в 2015 году пообещал, что поднимет все стандарты на уровень НАТО и Украина станет членом Альянса. Если в первой части обещания был такой-сякой прогресс – принимались законы, Парубий за них голосовал, то членства у Украины все еще нет.
Депутаты от «Батькивщины» Юлия Тимошенко и Сергей Власенко провалили обещание добиваться переоснащение Вооруженных сил Украины в соответствии со стандартами НАТО. Верховная рада VIII созыва приняла огромное количество законопроектов для внедрения таких стандартов, но нардепы большинство из них не поддержали.
Алексей Гончарук в статусе премьер-министра обещал создать национальную систему устойчивости в соответствии с критериями и практиками НАТО. Однако Гончарук лишился своего кресла раньше, чем смог осуществить задуманное. Также не смог выполнить свои обещания министр обороны в его правительстве: Андрей Загороднюк должен был ввести евроатлантические принципы и подходы к оценке служебной деятельности военнослужащих, создать условия для внедрения нового стиля военного лидерства и внедрения новой философии отношений в воинских коллективах на основе принципов НАТО, ввести инструменты демократического гражданского контроля над силами обороны.
В Кабинете министров Владимира Гройсмана тоже не было все гладко. Гройсман и Степан Полторак провалили программное обещание осуществить переход к новой функциональной системе Вооруженных сил Украины в соответствии со стандартами Североатлантического альянса. В 2016 году президент Петр Порошенко утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, в котором говорилось, что сроки введения функциональной системы ВСУ заканчиваются с началом 2021 года. На момент, когда Гройсман и Полторак ушли в отставку, переход к новой системе все еще продолжался.
Напомним, НАТО ожидает от Украины принятия пяти законов.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.