Свобода слова в Украине: какие изменения ожидают СМИ в следующем году

Александр Радчукполитолог

Завтра украинские журналисты будут отмечать свой профессиональный праздник. Это одна из самых опасных профессий в Украине. Часто журналисты не только испытывают ограничение своих прав и свобод, физическое воздействие и угрозы в свой адрес, но и кое-где становятся жертвами наемных убийц.

Большинство резонансных убийств украинских журналистов до сих пор не расследованы. Такая ситуация по аналогии напоминает о подобных тенденциях в авторитарной России. Однако в Украине существуют гораздо больше возможностей для реализации в этой профессии не только из-за плюрализма мнений и лучшей ситуации с демократическими преобразованиями, но и банально из-за большей состязательности на рынке медиа. В России не осталось олигархов, которые бы говорили вопреки тамошней власти, а в Украине каждый владелец крупного бизнеса – автоматически и медиа-магнат с собственным мнением.

Более того: не секрет, что в Украине вполне спокойно работают медиа, идеологически и финансово связанные с соседней страной-оккупантом украинских территорий. Россия воплощает на территории Украины концепцию гибридной войны и активно привлекает к этому процессу медийную составляющую. И если для одних достаточно активизации откровенной пропаганды, то для других жителей Украины используются более изощренные методы влияния на их мысли.

Насколько опасны подобные тенденции на 6-м году противостояния в информационном поле с государством-агрессором? Кто-то скажет, что именно благодаря своему демократическому прогрессу Украина может легко нейтрализовать потуги России посредством своих «медийных агентов влияния», исказить информационную повестку дня. Ведь плюрализм мнений и постоянная дискуссия на первый взгляд создают ощущение постоянного «рождения истины», но отнюдь не пропаганды.

Изменится ли эта ситуация в ближайший год? Каких изменений ожидать медийному рынку? И действительно ли журналисты могут чувствовать себя полноценной «четвертой властью» и задавать свой тон в отношениях с обществом и политиками?

Свобода слова vs государство

В этом году в «Индексе свободы прессы» в мире Украина несколько улучшила свои рейтинговые позиции, однако эксперты указывают, что ситуация со свободой слова в нашем государстве не изменилась. Большинство из существующих рисков и угроз в сфере свободы слова и СМИ до сих пор остаются актуальными.

Речь идет об угрозах и физической агрессии в отношении журналистов, огромное давление медиасобственников, ограничения прав в освещении информации и тому подобное. Еще одна наследственная болезнь – фактическое отсутствие полноценной работы «Общественного», критическое недофинансирование независимого вещателя.

Сказать, что новая власть вовсе не коммуницирует с журналистами, нельзя. За последний год Офис президента провел два крупных раунда общения с прессой: масштабный пресс-марафон в октябре прошлого года и пресс-конференцию в мае текущего года, посвященную годовщине избрания действующего президента Украины.

В общем новая власть хоть и пытается с уважением относиться к журналистскому сообществу, но с самого начала своего политического доминирования считала нужным коммуницировать с украинцами напрямую, без посредников в виде медиа. Многочисленные видеообращения и блоги – любимый стиль общения с избирателями команды Владимира Зеленского.

Закон о медиа и «гибридная война»

Уже в ближайшее время медиасообщество ожидают существенные изменения в их работе. Прежде всего они станут возможными благодаря принятию законопроекта «О медиа в Украине», который внесет ряд существенных изменений в «правила игры» на медийном рынке.

Так, документ усиливает роль государственного регулятора в ряде вопросов – прежде всего контроля за контентом, который распространяется в СМИ. Готовя документ к повторному внесению к первому чтению, законодатели несколько ослабили слишком авторитарные нормы. Впрочем, новый закон может таки стать существенным орудием в руках государства для более тщательного контроля над деятельностью некоторых СМИ.

Документ уточняет перечень информации, которую запретят к распространению журналистами. Отдельный раздел посвящен ограничениям, которые связаны с вооруженной агрессией России против Украины. Если данные нарушения будут выявлены, медиа и журналистам будут угрожать штрафы, а в случае систематического несоблюдения норм нового закона – и лишение лицензии.

Важно, что законопроект фактически запрещает становиться владельцами СМИ в Украине гражданам России или организациям, которые так или иначе финансируются из РФ. Кроме того, важный аспект: информационные сайты по желанию могут также получить лицензию СМИ. Правда, какие именно из них воспользуются этой опцией, пока трудно прогнозировать.

Правила жизни «четвертой власти»

Все эти законодательные изменения должны урегулировать правила жизни медиасообщества. Впрочем, многие вопросы так и остаются «за скобками». Речь идет прежде всего о возможности влияния олигархов и владельцев СМИ на формирование редакционной политики.

И вообще, если говорить об этике и профессиональных стандартах, украинская журналистика в последние годы демонстрирует не лучшие результаты. Из последних вопиющих случаев – замечание от Мониторинговой миссии ООН по правам человека относительно журналистского сюжета о жертве пыток полицейских в Кагарлыке. Так, в международной организации напомнили о недопустимости разглашения личных данных пострадавших от сексуального насилия и пыток, ведь в будущем это может оказать негативное влияние на их жизнь.

С другой стороны, журналистское сообщество само готово реагировать на нарушение стандартов. Например, недавно профильные общественные организации объявили о запуске механизма жалоб на некачественные журналистские материалы, которые нарушают законодательство и профессиональные стандарты. Одно из требований к заявителям – оно не может быть анонимным.

Украинские журналисты и СМИ, несмотря на проблемы и риски, остаются влиятельными агентами изменений в обществе. Именно из этой среды чаще всего появляются мощные общественные деятели и даже политики. В последние годы возросло количество тех, кто считает себя «новыми СМИ» и исповедует совсем другие принципы подачи информации: растет армия блоггеров, колумнистов, Телеграм-каналов лидеров мнений. Новые технологии изменили сам подход к освещению и подаче информации. Так, в измененной реальности каждый из нас сейчас является медиа. Об этом не стоит забывать ни журналистам, ни политикам, ни самим гражданам.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО