Увольнение Нефьодова и Верланова: чем не устроили Кабмин и как выполняли обещания

Кабинет министров вечером 24 апреля уволил руководителя Государственной таможенной службы Максима Нефьодова и главу Государственной налоговой службы Сергея Верланова. «Слово и дело» разобралось, какие есть причины для таких кадровых решений, а также проанализировало, как Нефьодов и Верланов выполняли свои обещания.

Увольнение Нефьодова и Верланова: что сказали в Кабмине

На внеочередном заседании, кроме Максима Нефьодова и Сергея Верланова, были также уволены их заместители: Роберт Зелди, Денис Шендрик, Сергей Петухов (ГТС) и Дмитрий Венцковский (ГНС). «Комментируя эти решения, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль отметил, что правительство планирует в ближайшее время назначить новых эффективных руководителей в эти ведомства», – такое лаконичное заявление появилось вместе с новостью об увольнении.

Более развернутый комментарий от премьера появился сегодня днем: «Правительство приняло такие меры, ведь работа таможни и налоговой – это прежде всего вопросы экономической безопасности страны. Здесь не может быть никаких оправданий. Бюджет-2019 показал один из худших показателей по поступлениям за последние годы. Мы видим, что ситуация в 2020 году не улучшилась, и не только из-за коронакризиса».

Позже министр финансов Сергей Марченко сказал, что кадровые изменения в ведомствах назрели давно, ведь в обществе «существует критическая масса нереализованных надежд» относительно их деятельности. «Даже в докризисное время руководство этих служб оказалось неспособным выполнять возложенные на них задачи. В современных условиях их пребывания на должностях было риском обеспечения финансовой безопасности. Они потеряли доверие людей и должны уйти. Это первый шаг к очищению фискальных органов государства. Параллельно мы готовим институциональные изменения в обоих ведомствах. Формируем новые управленческие команды. Определяем внутренние структуры и функционал. Речь идет о рестарт обеих служб», – рассказал Марченко.

Сам Нефьодов заявил, что причины увольнения ему неизвестны, и о нем он узнал прямо на заседании Кабинета министров. Верланов в эфире «Свободы слова Савика Шустера» сказал, что его отставка – это «абсолютно политическое решение».

Но у Марченко другая версия произошедшего: в интервью «Интерфакс-Украина» он сказал, что Нефьодов и Верланов давно знали о его позиции, и поэтому никакой неожиданности не было. Основная претензия к уволенным чиновникам – недостаточное наполнение государственного бюджета таможней и налоговой. «Посмотрите на цифры: таможня не выполнила план по 2019 году на 56 млрд грн, роспись первого квартала – почти на 20 млрд грн. Тоже самое и с налоговой: если бы не было одноразовых поступлений в бюджет от НАК «Нафтогаза», план первого квартала не был бы выполнен на 15,5 млрд грн», – заявил министр финансов.

Спокойный отдых после увольнения Нефьодову и Верланову тоже не светит. По словам Марченко, есть достаточно оснований для расследования их деятельности правоохранительными органами. Министр сообщил, что есть жалобы от бизнеса на задержки с автоматическим возмещением НДС и безосновательное блокирование налоговых накладных.

«Таможня должна собирать не лайки»

«Таможня должна собирать не лайки в Фейсбуке, а средства в государственную казну», – с такой критикой в адрес Максима Нефьодова и его ведомство Владимир Зеленский обрушился еще в начале марта.

На внеочередном заседании Верховной рады президент заявил, что за два месяца невыполнение госбюджета составило почти 16 млрд грн и 13 млрд из них – это провал поступлений от таможни. «Бизнес обреченно сигнализирует, что контрабанда полностью не исчезла. Нам рассказывали о решительном и бескомпромиссном бое с контрабандой. Но пока что выглядит так, что в этом бою контрабанда отправила таможню в нокаут. И это нужно менять», – подчеркнул тогда Зеленский.

Через месяц о своих попытках сместить глав налоговой и таможенной служб рассказал Игорь Уманский, уволенный тогда с поста министра финансов. По его словам, он неоднократно предлагал премьер-министру уволить Нефьодова и Верланова, но тот был против. «У нас неоднократно были разговоры на эту тему. Я прихожу к нему, показываю: «Смотрите, мы тут сейчас плюшками балуемся, а вот информация по каждому месяцу, и это только «скрутки» с НДС. Это в среднем 5 миллиардов в месяц недополучает бюджет». Как только я пришел в Минфин, мне быстро со всех сторон сливать информацию начали – с расшифровками, по компаниям, по суммам. Где стартуют, через кого прогоняют, где выводят. И 5 миллиардов – это только по НДС!» – заявил Уманский в интервью «Левому берегу».

Нефьодова экс-министр назвал «идеалистом, который пытается нарисовать картинку светлого будущего»: «Проблема в том, что есть картинка светлого будущего, а есть реальность. И «контрабас» как шел, так и идет».

Нефьодов выполнил половину своих обещаний

Максим Нефьодов, напомним, занимал должность главы Государственной таможенной службы с июля прошлого года (по факту сама новая таможня заработала в декабре). За это время чиновник дал всего 8 обещаний: выполнил – 4, провалил – 2. Еще двум обещаниям «Слово и дело» сможет присвоить статус после того, как получит ответ на официальные запросы.

Первое проваленное обещание Нефьодова связано со сроками запуска новой таможни: в июле он заявил, что запуск произойдет в ближайшие месяцы, но он состоялся только в декабре.

Кроме того, Нефьодов не выполнил обещание создать электронный реестр получателей и отправителей импорта в Украину. На сайте Таможенной службы обновлен портал импортно-экспортных операций (bi.customs.gov.ua), где каждый желающий может просмотреть статистику ввоза или вывоза из Украины конкретного товара. Но отдельного реестра субъектов импортно-экспортных операций нет.

Из выполненных обещаний можно отметить разработку законопроекта о подакцизе (он будет касаться топлива, алкоголя и сигарет). В конце прошлого года Нефьодов подал документ на рассмотрение Кабинета министров. В законопроекте предполагается криминализация подакцизной контрабанды.

Также Нефьодов выполнил обещания сохранить днепропетровскую таможню, сформировать стратегию по цифровой трансформации на таможне и представить стратегию развития всей таможенной инфраструктуры.

Верланов реализовал треть обещанного

Сергей Верланов работал на посту главы Государственной налоговой службы с мая 2019 года. Он дал 8 обещаний, из них выполнил – 3, провалил – 2. Еще трем обещаниям «Слово и дело» сможет присвоить статус после того, как получит ответ на официальные запросы.

В частности, Верланов провалил обещание о том, что налоговая милиция будет ликвидирована. Она существует и сейчас.

Два выполненных обещания экс-главы Государственной налоговой службы связаны с введением РРО (регистратор расчетных операций). Он говорил, что будут введены бесплатные электронные РРО – по состоянию на апрель система работает в тестовом режиме и является бесплатной. Приложение доступно для тестирования на всех смартфонах и планшетах с операционными системами Android и iOS. Также, как он и обещал, с начала этого года программное РРО было готово к тестированию.

Александра Худякова, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО