Текущий год может стать самым непрогнозируемым по своим последствиям для всей мировой экономики. Экономический кризис, который неожиданно «усилила» ситуация с пандемией коронавируса (COVID-19), станет крахом для одних государств и возможностями для других.
Падение ВВП из-за пандемии существенно сужает возможности для украинской экономики, а ограниченные ресурсы государственного бюджета не позволят относительно спокойно пережить кризисный период. Поэтому каждая новость на международных финансовых рынках все чаще воспринимается то ли как очередная угроза, то ли как спасательный круг для восстановления отечественного экономического потенциала.
По крайней мере, последние новости о падении фьючерсов на нефть на финансовых рынках дают украинцам надежду на то, что это существенно «зацепит» экономику России, а давление Кремля на Донбассе ослабнет.
Рядовых украинцев интересует, справится ли отечественная экономика с растущими вызовами, и чего ждать от курса гривны в текущей ситуации?
Нефть дешевеет, гривна слабеет?
Прямой зависимости от падения цен на нефть Украина может и не почувствовать. Дело в том, что сейчас речь идет о ценах на фондовых рынках, а наше государство не имеет собственного мощного рынка ценных бумаг. Цены на рынке украинских ОВГЗ зависят от других факторов, поэтому фактор изменения цены на нефть может влиять на колебания в спросе и предложении лишь очень условно.
Опосредованно из-за падения цены на нефть гривна таки ослабнет. Подобная ситуация уже произошла в марте текущего года, после рекордного падения цен на «черное золото». Дело в том, что низкие цены на нефть приводят к снижению стоимости других сырьевых товаров. Поскольку базовые поступления валюты в Украину происходят благодаря экспорту металла и зерновых, девальвации таки не избежать.
А вот приятным бонусом для украинцев можно считать снижение цен на заправках. Но это произошло только после прямого вмешательства правительства и президента. К тому же, возможности отечественной промышленности очень ограничены, чтобы существенно влиять на изменения цен на заправках.
В отличие, например, от Беларуси, которая может воспользоваться снижением цены на нефть и закупить ее для длительного хранения и переработки на собственных заводах, у нас такой возможности нет. Украинские импортеры в основном закупают готовые нефтепродукты.
Коронавирус и курс гривны
А вот фактор пандемии коронавируса существенно повлияет на курс отечественной валюты. В правительстве уже скорректировали макроэкономические показатели, в которых «ослабили» среднегодовой курс гривны с 27 до 29,5 за один доллар.
Это очень оптимистичные показатели, считают эксперты. Замедление украинской экономики и мировой кризис могут намного сильнее «встряхнуть» национальную валюту. Диапазон падения будет зависеть от ряда факторов, однако начальный экспертный прогноз в 30-32 грн за доллар к концу 2020 года не лишен здравого смысла.
Особенно ощутимым будет влияние еще двух вспомогательных факторов, которые ранее спасали гривну от стремительного обесценивания. Первый – денежные переводы заробитчан, которые в последние 5 лет значительно превышали суммы прямых иностранных инвестиций в Украину. Эти деньги питали отечественную экономику, особенно рынок услуг, который формируют малые и средние предприниматели. Сейчас этот ресурс будет временным и пока неизвестно, на какой срок ограничен из-за пандемии коронавируса.
Второй фактор – поддержка Международного валютного фонда. Украинское правительство смогло договориться о новых условиях сотрудничества, однако на пути могут стать принципиальные для Фонда вопросы – такие как закон о банках и приватизация. Эти сферы сейчас находятся под влиянием интересов украинских олигархов, которые вряд ли в первую очередь думают о налаживании сотрудничества с МВФ.
Фактор внутреннего ресурса
Среди прочего, у нынешнего кризиса есть одна важная особенность - последствия пандемии коронавируса почувствуют на себе все страны. Конечно, у более богатых государств есть больше возможностей пережить бурю, однако обесценивание активов, в том числе и валюты, почувствуют на себе и мощные экономики мира.
Рядовому украинцу в таком случае также придется нелегко, ведь традиционные «подматрасные» накопления могут потерять свой вес независимо от того, в какой валюте они хранились.
Поэтому украинскому правительству самое время отыскать наиболее эффективную антикризисную модель развития экономики, основываясь на внутреннем ресурсе.
Так, удешевление нефти и снижение цен на бензин может стать толчком для уменьшения себестоимости продукции на внутреннем рынке за счет снижения транспортных расходов. Этот фактор может замедлить темпы инфляции, а также уменьшить спрос на валюту при закупке нефтепродуктов, что укрепит курс гривны.
Восстановление экономики после пандемии коронавируса также может иметь положительный эффект, если власть применит эффективные программы поддержки и развития для малого и среднего бизнеса. Такие действия могут способствовать снижению безработицы и уменьшить и так приостановленный отток квалифицированной рабочей силы за границу.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»