В конце 2019 года президент Владимир Зеленский подготовил и внес на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам гражданства. Этот документ, в случае его принятия Верховной Радой, может начать новую эру взаимоотношений между гражданами и государством, а именно: возможность владения несколькими паспортами.
Команда президента неоднократно положительно высказывалась относительно этой идеи. Мол, преимущества получат представители украинской диаспоры, подобная практика позволит украинцам быть более мобильными, а еще – поможет привлечь инвесторов.
Но у хорошей идеи всегда есть и недостатки. Учитывая украинские реалии, предоставление двойного гражданства может стать очень рискованным шагом, который таит в себе серьезные угрозы для украинской государственности.
Возможно ли успешное внедрение двойного гражданства для украинцев? Каковы риски и опасности? И возможно ли подобный шаг, наоборот, использовать в собственных целях для укрепления института украинского гражданства?
Два паспорта – что дальше?
Идею двойного гражданства президент Владимир Зеленский анонсировал еще в своей инаугурационной речи в мае 2019 года. «Нас – 65 миллионов, да, не удивляйтесь. Тех, кого родила украинская земля. Я обращаюсь ко всем украинцам на планете. Украинцы в Европе и Азии, в Северной и Южной Америке, в Австралии и Африке! Вы нам очень нужны. Всем, кто готов строить сильную и успешную Украину, я с радостью предоставлю украинское гражданство», – заявил тогда новоизбранный глава государства.
И действительно, от своей идеи Владимир Зеленский и его команда не отказались. В предлагаемом президентском законопроекте речь идет об установлении определенных категорий лиц, которых освободят от обязанности отказываться от гражданства иностранного государства при получении гражданства Украины. Принял присягу – получил паспорт гражданина Украины.
Документ предлагает давать основания для приобретения гражданства Украины по территориальному происхождению. Кроме того, предлагается пересмотреть основания для потери гражданства Украины и сократить перечень причин неполучения документа о прекращении иностранного гражданства и многие другие существенные изменения.
Впрочем, в этой истории не все так просто. На самом деле, если разобраться, то и сейчас в Украине нет запрета двойного гражданства. Ведь если гражданин Украины добровольно приобретает гражданство другого государства, это является лишь основанием для прекращения гражданства Украины. Однако на практике автоматической потери украинского гражданства с приобретением другого не происходит. Лишение гражданства происходит исключительно со дня выдачи указа президента Украины о прекращении гражданства относительно определенного лица.
Сейчас в Кабмине также рассматривают два возможных пути внедрения концепции двойного гражданства. Первый подход базируется на отмене ограничений, которые заставляют украинцев лишаться своего гражданства для получения другого или, наоборот – не дают возможности людям украинского происхождения получать отечественные паспорта. Второй подход предлагает расширение статуса для зарубежного украинца.
Министр иностранных дел Вадим Пристайко в данном вопросе высказал мнение, что концепция двойного гражданства может рассматриваться в контексте расширения сотрудничества в двусторонних отношениях с некоторыми странами. То есть, по словам министра, это будет признаваться теми странами, которые готовы к этому один на один с Украиной, на двусторонней основе.
В правительстве акцентируют внимание на том, что механизм двойного гражданства – это не самоцель, а средство, которое преследует две цели – упрощение условий для возвращения этнических украинцев домой, а также посодействует притоку иностранных инвестиций.
Опасность со стороны соседей
Но пока в украинском правительстве только размышляют над концепциями, государства-соседки Украины используют пробелы в отечественном законодательстве в свою пользу. Условной «раздачей» паспортов для украинских граждан занимаются прежде всего в России и Венгрии.
Россия вообще планирует поставить данный вопрос, как говорится, «на поток». Недавно в Кремле заявили о желании существенно упростить получение российских паспортов для всех желающих украинцев. Так, например, в РФ в ближайшее время планируют освободить всех украинцев от прохождения собеседования на признание носителями русского языка – необходимого условия для получения российского паспорта.
А в начале 2020-го власти России похвастались новостью – в прошлом году на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей они раздали паспорта 500 тысячам жителей. Это почти в два раза больше, чем в 2018 году (тогда паспорта получили 270 тысяч человек). Понятно, что еще более агрессивная тактика Кремля по предоставлению российского гражданства распространяется в оккупированном Крыму.
Конечно, раздача паспортов Россией и Венгрией украинским гражданам – это уже факт, с которым Украине придется иметь дело в ближайшем будущем. Учитывая вопросы мирного урегулирования конфликта на Донбассе, последствия распространения российского гражданства среди украинских граждан ОРДЛО будет иметь большой вес. Поэтому уже сейчас – на этапе формирования концепции двойного гражданства – стоит продумать все возможные риски.
Например, эксперты советуют обратить внимание на вопросы ограничения некоторых гражданских прав и обязанностей для тех украинцев, которые добровольно планируют или уже имеют гражданство другого государства. Прежде всего – это вопрос выборов. Раздача Россией паспортов среди жителей временно оккупированных частей Донецкой и Луганской областей может быть использовано при проведении в будущем местных выборов украинскими властями. Как профессионально прописать эти нормы в законодательстве – задача для юристов и законодателей.
Призрачная польза двойного гражданства?
Если цель государства заключается в том, чтобы увеличить иммиграционную способность этнических украинцев и привлечь инвестиции, то сам по себе вопрос двойного гражданства вряд ли сможет внести кардинальные изменения в эти вопросы. Стоит учитывать уровень экономических свобод, возможности для бизнеса, уровень коррупции и аспекты с судебной системой. Именно учитывая эти ключевые критерии, граждане других стран, в том числе и этнические украинцы, будут принимать решения относительно приобретения гражданства Украины.
Однозначно в законодательстве будет сохранена и конституционная норма о «едином гражданстве», ведь изменить ее будет трудно и, откровенно говоря, слишком рискованно. А вот прописывать ли норму о требовании выхода из другого гражданства для получения украинского паспорта – это и будет задачей для законодателей. Стоит учесть и ограничения по странам миграционного риска, например, той же самой России как государства-агрессора по отношению к Украине.
В вопросе с распространением российских паспортов для жителей ОРДЛО и Крыма Украине также стоит подходить взвешенно, ведь часто жители временно оккупированных территорий вынуждены оформлять российские паспорта для ведения жизнедеятельности или решения каких-то бытовых проблем. Конечно, это также осознанный выбор человека, однако часто они просто не могут противостоять силе обстоятельств. Речь идет не только об учебе или работе в России, но и о вопросах похорон родных, получения справок для безопасного выезда на подконтрольную Украине территорию и другие страны, и тому подобное.
А еще, например, речь идет о несовершеннолетних детях-сиротах, которые просто лишены любой возможности приехать на территорию Украины и получить легальные украинские документы. Поэтому все чаще деятельность России по предоставлению российского гражданства жителям ОРДЛО и Крыма является не только противозаконной, но и откровенно насильственной.
В этом аспекте следует обратить внимание на практические кейсы, которые уже были применены в прошлом году. Так, была упрощена процедура по получению украинского свидетельства о рождении для детей из ОРДЛО. Если ребенок родился на оккупированной территории после начала военных действий, то после его прибытия на подконтрольную территорию он в течение 24 часов получает судебное решение о признании родившимся в Украине. И уже на основании этого судебного решения в любом ЗАГСе этим детям выдается свидетельство о рождении. Облегчили и процедуру признания факта смерти украинцев на неподконтрольной территории.
Именно подобные решения с украинской стороны позволяют лучше защищать сам институт украинского гражданства. Безусловно, учитывая всю сложность ситуации, в которой оказалась Украина.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»