Искушение от Нацбанка: станет ли кредитование более доступным в 2020 году?

Александр Радчукполитолог

Долгосрочный кредит на ипотеку или развитие бизнеса до сих пор остается слишком дорогим удовольствием для рядового украинца. Именно стоимость денег многое говорит о стратегии развития экономики в ближайшие 5-10 лет. В Украине высокие проценты по кредитам не позволяют экономике развиваться динамичнее.

В 2014-2016 годах НБУ не только внедрял жесткую монетарную политику, но и занимался так называемой «чисткой» банков. Не всегда этот процесс можно было назвать цивилизованным, а иногда разобраться, кто же на самом деле прав – владельцы банков или руководство НБУ, было невозможно. Так или иначе, некоторые судебные процессы, например, связанные с национализацией «Приватбанка», продолжаются до сих пор.

Как следствие, с банковского рынка исчезли десятки банков. НБУ длительное время таргетировал инфляцию и специально «высушивал» финансовый сектор, чтобы держать в хорошем настроении национальную валюту.

Такая стратегия Нацбанка была выбрана для стабилизации финансового положения в государстве. Похоже, что в 2020 году регулятор решил в корне менять ситуацию. Однако достаточно ли для этого оснований? И станут ли долгосрочные кредиты действительно доступными для украинцев?

Чудеса учетной ставки

В 2018-2019 годах Нацбанк считал необходимым держать учетную ставку на достаточно высоких позициях. Так, еще летом и осенью 2018-го учетная ставка находилась на отметке 18% и удерживала эти позиции до 2019 года. Это не рекорд, поскольку в кризисных для украинской экономики и банковского сектора 2014-2015 годах учетная ставка вообще составляла заоблачные 30%.

Почему этот показатель так важен? Это ориентир стоимости денег, который Нацбанк устанавливает для всего рынка. И именно на размер учетной ставки должны ориентироваться банки, чтобы устанавливать собственные проценты по кредитам. Таким образом, размер учетной ставки так или иначе должен влиять на развитие экономики, ведь чем более привлекательны ставки, тем больше желающих взять кредиты, особенно долгосрочные, которые, как правило, используют для крупных покупок. Это и покупка недвижимости (ипотека), покупка нового авто, развитие малого предпринимательства.

В 2019-м Нацбанк несколько раз снижал учетную ставку. Наконец в конце прошлого года снизил ее сразу на несколько процентов до 13,5%. На самом деле, даже такая ставка является высокой среди большинства стран мира. В развитой экономике учетная ставка может быть вообще с отрицательным показателем, а во многих постсоветских странах она колеблется в диапазоне от 4 до 7%.

Национальный банк Украины объясняет свои действия по снижению учетной ставки снижением уровня инфляции и стабилизацией экономики. Как правило, соотношение уровня инфляции к уровню учетной ставки должно составлять 1:1,5. Поэтому снижение уровня учетной ставки вполне оправдано, считают в НБУ. Более того, в руководстве регулятора прогнозируют ускорение темпов снижения учетной ставки в 2020 году. Глава НБУ Яков Смолий заявил, что уровень учетной ставки может снизиться до 8%. Это действительно рекордно низкий уровень для украинской экономики за последние 7 лет.

Где взяться доверию?

Но снижение учетной ставки не означает, что банки начнут раздавать дешевые кредиты, а доверие к гривне, которая в 2014-2015 годах девальвировала почти втрое, автоматически восстановится как среди бизнеса, так и населения.

Во-первых, снижение учетной ставки автоматически повлияет на снижение процентов по государственным облигациям (ОВГЗ), в которые последний год много средств вкладывали инвесторы-нерезиденты. Таким образом, это снизит спрос со стороны инвесторов и одновременно может повлиять на их поведение. Если инвесторы начнут продавать ОВГЗ в гривне, конвертировать свои заработанные деньги в валюте, а потом ее выводить, то нацвалюта может снова начать стремительную девальвацию.

Во-вторых, даже если панических страхов инвесторов удастся избежать, привлечь новых будет труднее. А к тому же, у отечественного бизнеса и украинцев сохраняется достаточно скептическое отношение как к самому процессу укрепления нацвалюты, так и в целом низкое доверие к гривне.

Эти настроения населения и бизнеса передаются и коммерческим банкам, которым, к тому же, знаком болезненный опыт середины 2000-х годов, когда ипотеку и кредиты на покупку авто выдавались гражданам в режиме конвейера. К тому же, низкая учетная ставка еще не означает оживления экономики. Например, в 2013 году накануне революционных событий в стране учетная ставка составляла 6,5%, однако «бума» кредитования не наблюдалось.

Еще одно интересное обстоятельство: и бизнес, и украинцы последние годы привыкли обходиться без кредитов. Конечно, такое поведение – вынужденный шаг и противоречит логике экономического развития. Однако факт остается фактом - для восстановления доверия к национальной валюте и банковскому сектору требуется длительное время и прозрачная политика регулятора.

Дешевым кредитам быть?

Несмотря на скепсис к укреплению позиций гривны, банкиры все же сходятся в одном – снижение учетной ставки приведет к постепенному снижению доходности по депозитам. А этот шаг постепенно повлияет и на снижение ставок по кредитованию.

Однако в Нацбанке отмечают, что одних только финансовых механизмов для снижения процентов по кредитованию недостаточно. Для этого нужен еще и ряд других условий: восстановление доверия к судам, реальная защита прав кредиторов, защищенные реестры.

Кроме того, в укреплении гривны не слишком заинтересованы ни крупный бизнес (экспортеры), ни правительство. Ведь в обоих случаях речь идет о снижении показателей доходности: экспортеры теряют доходы, правительство – поступления в бюджет и снижение темпов роста ВВП. Нацбанк в таком случае вынужден отыскивать «золотую середину», хотя одновременно удерживать оптимальный курс гривны и инфляцию невозможно. Поэтому вполне вероятно, что коммерческие банки будут пристально наблюдать за действиями и регулятора, и Кабмина.

При таких условиях в лучшем случае доступным долгосрочное кредитование станет не раньше середины 2021 года. Конечно, если Украину не постигнут новые экономические трудности и кризисы. А вероятность этого сценария остается очень высокой – экономисты прогнозируют новую волну глобального мирового финансового кризиса, последствия которого первыми на себе почувствуют страны со слабой экономикой.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО