Министр юстиции Денис Малюська анонсировал разработку нового законопроекта о системном реформировании пенитенциарной сферы. Документ должны разработать уже к концу этого года и подать на рассмотрение Верховной рады.
В частности, министр выражает интересную мысль о том, чтобы ликвидировать часть тюрем и дать возможность работать частным СИЗО по европейским образцам. По мнению министра, нынешняя пенитенциарная система крайне неэффективна, ведь ключевой показатель – количество людей, которые стали на путь исправления. К сожалению, пока большая часть заключенных, выходящих на свободу после отбывания наказания за совершение преступления, совершают преступления повторно.
И все же нынешние идеи министра юстиции далеко не оригинальны. В подобном русле работал и его предшественник на посту Павел Петренко. Еще в сентябре он отметил, что все наработки в данной реформе будут переданы новому главе Минюста. Однако пока складывается впечатление, что Денис Малюська, если и не начинает с начала, однако, снова берется за те же проблемы, которые безуспешно пытались решить его предшественники. По прогнозам нового министра, на реформирование пенитенциарной сферы понадобится минимум 3 года.
Возможно ли будет в корне изменить систему исполнения наказаний в Украине и насколько реальна идея с запуском частных СИЗО?
Реформировать неперереформировать
Еще в сентябре 2017 года правительством Владимира Гройсмана была одобрена Концепция реформирования пенитенциарной системы Украины, главной целью которой было гуманизация системы уголовно-исполнительной системы наказаний.
Тогда же осенью в Верховную раду был внесен законопроект «О пенитенциарной службе», который и должен был помочь воплотить в жизнь новую концепцию, предложенную Минюстом. Из самого документа наиболее конкретным условием реформирования этой сферы было предложение об оптимизации структуры органов Государственной уголовно-исполнительной службы и сети учреждений исполнения наказаний. Эксперты также раскритиковали норму о введении института пенитенциарных следователей, которые должны быть подконтрольны самой пенитенциарной системе без какого-либо контроля со стороны общественности или иных институтов.
Впрочем, Министерству юстиции так и не удалось дожать нардепов. И теперь за продолжение реформы возьмутся подопечные Дениса Малюськи. Цель та же – ресоциализация осужденных, чтобы они становились не только законопослушными гражданами, но и в дальнейшем находили свое достойное место в социуме.
Наконец, стоит также признать, что система наказаний стоит государству существенных ресурсов на содержание. Ежегодно сумма на нужды пенитенциарной системы возрастает. Так, в 2014-м она составляла около 2,5 миллиардов гривен, в 2017-м сумма выросла уже до 4,1 миллиарда гривен, а в текущем году на финансирование системы наказаний из бюджета будет потрачено более 6,5 миллиардов гривен. Для бедного воюющего государства это значительные средства.
Тюрьмы с человеческим лицом?
Прежде всего новый министр заявил о необходимости двух существенных изменений: улучшение условий содержания заключенных и изменение самой сути наказаний. Конечно же, эти два шага должны привести и к уменьшению количества лиц, находящихся за решеткой. К слову, их количество с начала 2000-х годов таки существенно уменьшилось. Если в начале 2000-х это количество составляло около 200 тысяч человек, то в начале 2016-го – 73 тысячи, в 2017-м – 62 тысячи. По состоянию на 2019-й, по словам Дениса Малюськи, количество заключенных составляет 55 тысяч человек.
Конечно, с сокращением количества заключенных сократится и персонал соответствующих учреждений по их содержанию, что в будущем должно привести к улучшению условий содержания преступников. Все эти реформы соответствуют общему европейскому тренду на гуманизацию условий наказаний. В прошлом году количество учреждений по исполнению наказаний составляло почти полторы сотни заведений. При этом большинство из них загружены не полностью.
К тому же, по мнению нового главы Минюста, помочь реформировать пенитенциарную систему помогут еще две новации, которые уже давно применяются во всем цивилизованном мире. Во-первых, пробация – это альтернативные заключению наказания, а также возможность освобождения осужденного, если он демонстрирует гарантированное исправление. Другими словами – это надзор, комплекс различных ограничительных мер и обязательных образовательных мероприятий.
Во-вторых, это изменение философии самых наказаний за нетяжкие преступления. Прежде всего применение общественных работ или таких мер как домашний арест с ношением специальных браслетов.
Частное лучше государственного?
Украине в наследство остались обломки карательной машины тоталитарного государства СССР, в котором царил особый культ наказаний за преступления. Изменить этот тренд, который старательно лелеялся десятилетиями на чувстве страха, крайне трудно. Впрочем, именно нехватка ресурсов у государства может стать двигателем изменений в системе гуманизации наказаний.
Сама идея появления частных СИЗО не нова. В прошлом составе Кабмина у нее также хватало сторонников. Так, вместе с планами перенести Лукьяновское СИЗО из центра Киева прошлое правительство объявило о старте реформы следственных изоляторов содержания заключенных. Тогда в Минюсте рассчитывали, что в обмен на земельный участок в центре Киева, где сегодня расположено учреждение, инвестор построит новый современный изолятор предварительного заключения. Однако дальше разговоров дело не двинулось. СИЗО и сейчас продолжает функционировать на прежнем месте.
Министр Денис Малюська утверждает, что частные СИЗО могут быть эдакими «хорошо охраняемыми гостиницами, где лица, у которых есть средства, смогут находиться, пока не будет вынесен приговор суда». Мол, именно за счет этих средств могут быть покрыты расходы и пребывание лиц, которые будут находиться в обычных следственных изоляторах. К тому же, если человека еще не осудили, а степень его вины не доказана, вполне логично более благоприятные условия для содержания таких подозреваемых. Если совместить это с выгодой для государства и при этом отнестись серьезно к охране и соблюдению правил содержания, то частные СИЗО могут стать существенным шагом для реформирования всей пенитенциарной системы.
Впрочем, данная идея в условиях массовых сокращений в пенитенциарных учреждениях и отсутствия опыта по внедрению подобных реформ может так и не получить логического продолжения. Как и продажа Лукьяновского СИЗО, вопрос может застрять на этапе согласования условий реализации подобных проектов, которые трудно администрируются и в дальнейшем потребуют сверхусилий инвесторов для успешной реализации. Конечно, есть еще вариант, когда бизнес в таких условиях получит определенные преференции от государства. Впрочем, в таком случае остается огромное поле для злоупотреблений и коррупции.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»