Штабы Анатолия Гриценко и Святослава Вакарчука пользовались услугами интернет-ботов во время парламентской кампании 2019 года. Об этом говорится в фильме-расследовании «Я – робот», который летом отсняло «Слідство.інфо». Журналист агентства полтора месяца проработал под прикрытием на одной из столичных «ботоферм». Его задачей было ежедневно оставлять по как минимум 300 комментариев за 8 рабочих часов под конкретными новостями и постами в Facebook. Форму и содержание этих комментариев определяли кураторы. Ключевая цель – создание иллюзии поддержки политиков большим количеством избирателей и критика оппонентов.
Гриценко, как и Вакарчук, публично отвергли все обвинения. Хотя стесняться им нечего: во время выборов боты были активными на страницах в соцсетях всех топ-политиков – Владимира Зеленского, Петра Порошенко, Юлии Тимошенко. Делать выводы об эффективности таких методов повышения политических рейтингов сложно, поскольку «Гражданская позиция» Гриценко, в конце концов, не попала в парламент. Ясно другое: боты и тролли в интересах политиков окончательно превратили соцсети в главную площадку для дезинформации человечества с помощью фейков и пропаганды. Как не стать их жертвой?
Эволюция Facebook
В 2004 году студенту Гарвардского университета Марку Цукербергу пришла в голову гениально простая идея: создать интернет-сайт, на котором люди не будут бояться оставлять свои персональные данные и выражать мысли. Так появился The Facebook. Прошло 14 лет и Цукерберг, уже в статусе миллиардера и руководителя одной из самых влиятельных компаний мира, вынужден убеждать американских конгрессменов, что Facebook не представляет угрозу американской демократии.
Переломный момент между этими двумя событиями произошел в 2012 году. Тогда ленты из фотографий и сообщений друзей пользователей начали разбавлять короткие заголовки новостей. Facebook ураганом ворвался в информационный рынок и менее чем за два года покорил его, обойдя конкурентов из Twitter и Google. Во время президентской избирательной кампании в США в 2016 году стало понятно, что такая стратегия развития соцсети включает в себя огромные риски.
Cambridge Analytica и российская реклама
Пытаясь разобраться в природе оглушительной победы Дональда Трампа на президентских выборах, журналисты обнаружили связь между штабом республиканца и компанией Cambridge Analytica (CA). Позже выяснилось, что это британское агентство легально завладело персональной информацией 87 миллионов пользователей Facebook. Сотрудники СА составили подробный психологический портрет владельцев аккаунтов, изучив, в том числе, их политические предпочтения. В документальном фильме «Большой хак» бывший директор по развитию Cambridge Analytica Бриттани Кайзер рассказала, что в компании в первую очередь определяли профили американцев, которых можно было заставить изменить мнение и проголосовать за Трампа. По ее словам, после этого пользователи начинали видеть в своей ленте «правильные» новости, статьи, комментарии, ссылки, видео, рекламу. «Мы делали все, чтобы они начинали видеть мир таким, как мы хотели, чтобы они его видели», – сказала журналистам Кайзер.
Осенью 2017 года администрация Facebook также сообщила, что обнаружила около 3 тысяч сообщений, которые с нарушением правил сети рекламировались с 2015 по 2017 годы. Посты распространялись со страниц 470 фейковых аккаунтов. В них боты манипулировали информацией на чувствительные для жителей США темы: права афроамериканцев, ЛГБТ-сообщества, нелегальной миграции, запрета абортов. Кампания стоимостью более 100 тысяч долларов координировалась из центра на территории России. Под давлением общества Цукерберг признал, что Facebook делает недостаточно для защиты персональной информации и предотвращения распространения фейковых новостей.
Во всем виноват Цукерберг?
Нет. Facebook пытается исправить ситуацию. Только в течение 2019 года компания удалила 2,2 миллиарда фейковых аккаунтов. В рамках этого процесса не так давно в Украине «закрыли» несколько крупных ботоферм, на чьи страницы в соцсетях были подписаны более 4 миллионов пользователей. Ранее соцсеть также ввела новые правила размещения политической рекламы, которые позволяют увидеть, кто и сколько заплатил за ее распространение. Главная проблема не в фейковых, а настоящих пользователях соцсетей.
Как и в реальной жизни, в виртуальном пространстве люди склонны окружать себя единомышленниками. Подсознательно мы стремимся потреблять информацию, которая так или иначе соответствует нашим убеждениям. Даже если она противоречит действительности. Этим принципом руководствуются жители всех стран мира, когда выбирают какие телеканалы смотреть, каким сайтам доверять и на чьи страницы подписываться. В эпоху соцсетей такой «баг» политтехнологи и рекламодатели научились использовать с убийственной силой. Особенно опасен прием пропаганды в соцсетях – полуправда, когда проверенные факты смешиваются с домыслами и подаются под соусом эмоциональных заголовков. Единственный эффективный способ уберечь себя от манипуляций фейковыми новостями, ботами и троллями – мыслить критически. Если приравнять Facebook к СМИ в классическом понимании масс-медиа, то это крупнейшая сеть субъективных и сомнительных новостей в истории человечества.
Богдан Машай, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.