«Слово и Дело» продолжает следить за законодательными инициативами президента. Ранее мы уже писали, что с начала каденции президент Владимир Зеленский подписал более 50 указов, большинство из которых касались кадровых вопросов. На этот раз президент подписал указ о противодействии контрабанде и коррупции на таможне, который предполагает преодоление практики «писем счастья» на таможне. Еще один указ направлен на борьбу с незаконным оборотом древесины и обязывает лесхозы Минобороны до 1 ноября ввести электронный учет древесины.
Доктор юридических наук, профессор кафедры земельного и аграрного права КНУ имени Тараса Шевченко, бывший член Высшего совета правосудия Анатолий Мирошниченко подчеркнул, что решение обозначенных вопросов, по крайней мере выбранным способом, не входит в компетенцию президента.
«Решение вопроса учета древесины лесхозами является вмешательством в хозяйственную деятельность. Президент таким образом наложить обязанность маркировки и учета, который, как я подозреваю, является совсем не дешевым, не может. Идея электронного учета древесины, на мой взгляд, положительная, но реализация путем указаний в указе не выдерживает никакой критики. Кстати, то, что сегодня такой учет фрагментарно введен подзаконными актами, также ненормально. Для корректного внедрения электронного учета древесины должны быть инициированы изменения на уровне закона, которые определят обязательность учета, основы его осуществления, санкции за отсутствие учета и так далее», – констатировал он.
«Есть общий принцип, предусмотренный статьей 19 Конституции Украины, согласно которому органы государственной власти и их должностные лица действуют по принципу «разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Если закон четко не предусматривает, что президент может совершить определенные действия, это значит, что таких действий он совершать не может. Полномочия указаны в 106 статье Конституции. Указание лесхозам, которое пытается дать президент, ни под один пункт этой статьи не подпадает, как не подпадает и под полномочия главы государства, предоставленные другими законами», – пояснил специалист.
По его словам, аналогичная ситуация с указом по поводу противодействия контрабанде и коррупции на таможне.
«Реализовывать такие изменения нужно путем инициирования изменений в законодательство, а не путем предоставления каких-либо указаний Кабмину. Таких полномочий у президента нет», – подчеркнул он.
Эксперт выразил сомнение, что подписание таких указов было необдуманным решением, ведь в команде президента есть опытные юристы. Вопреки принятой практике, указы не содержат ссылки на нормы закона, на основании которых они выданы. Похоже, в Офисе президента вполне осознавали, что законодательных оснований для издания указов нет.
«Скорее всего, это сознательное решение. Перед выборами есть желание создать видимость «улучшений уже сегодня». Это пиар-шаг. Очень жаль, что выбранный способ действий дискредитирует в целом положительные идеи, заложенные в указах», – добавил он.
«Если президент хотел достичь целей, которые задекларированы, гораздо лучше было бы, если бы он подал соответствующие законопроекты или же просто выступил с каким-то заявлением или призывом к органам исполнительной власти и не пытался придать своим действиям видимости обязательности», – резюмировал Анатолий Мирошниченко.
Какие решения команды Зеленского юристы считают противоречивыми и к чему это приведет – по ссылке.
Также предлагаем посмотреть, как шестой президент работал в свой первый месяц каденции: сколько новых обещаний дал, сколько обещаний выполнил, а сколько – провалил.
Напомним, Открытый университет Майдана совместно с аналитическим порталом «Слово и Дело» начал проект Про-100 Матрица. В Матрицу попадают резонансные решения первых 100 дней президента Зеленского. Эксперты анализируют их на предмет законности и популярности.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.