Ситуация вокруг возвращения в ПАСЕ российской делегации и что с этим делать, когда Фирташ вылетит в США и что нам от этого будет, протесты в Грузии – урок для России или для грузинских властей? На эти вопросы ответы искали ведущие канала UMN Даниил Яневский и Екатерина Супрун вместе с гостем студии – экспертом по международной политике «Украинского института будущего» Ильей Кусой, а также по интернет-связи – с постоянным представителем Украины в Совете Европы Дмитрием Кулебой и грузинским политологом Гелой Васадзе.
После того, как российская делегация вернулась в ПАСЕ, а украинская временно отказалась участвовать в ее сессии, которая продлится до 28 июня, Дмитрия Кулебу срочно вызвали в Киев для проведения консультаций.
Он пояснил, что это форма дипломатического демарша, политический сигнал о том, что кризис чрезвычайно серьезен и требует уточнения исходной позиции государства.
«В свое время украинского посла в Москве Ельченко вызвали для консультаций после начала аннексии Крыма, посла Украины в Сербии вызвали в Киев после обострения наших отношений с Сербией тоже в вопросе, связанном с российской агрессией. И сейчас, впервые в истории участия Украины в Совете Европы, а мы стали членами в 1995 году, мы прибегаем к такому шагу на фоне тех событий, которые разворачиваются. Цель консультаций – анализировать планы, тактику и стратегию Украины, направленные на изменение реальности в Совете Европы, изменившейся после последней ночи», – пояснил Кулеба.
По словам дипломата, в течение трех последних лет он работает в Совете Европы, обычно после пяти часов вечера очень тяжело встретить депутатов на заседаниях ПАСЕ. «А здесь все забыли об ужине, ресторанах и, как зайчики, с 16:00 до часу ночи, то есть девять часов подряд, сидели в зале для того, чтобы отражать попытки Украины и наших партнеров изменить баланс в этой резолюции и принять более компромиссный вариант», – рассказал он.
Попытки вернуть россиян продолжаются с 2016 года и с каждым разом они становились более интенсивными. На этот раз речь шла о том, что нужно вернуть россиян любой ценой.
На упреки части украинских делегатов, что Зеленский не присутствовал в ПАСЕ и не проводил никаких консультаций, Кулеба ответил, что президент может принимать участие в Ассамблее лишь с почетной миссией.
«Очевидно, нет смысла везти его сейчас на сессию, потому что решение о том, что делать, и сценарий отрабатывались не в Ассамблее. Он отрабатывался в других столицах, и в обеих столицах президент Украины побывал на прошлой неделе и ставил вопрос о ПАСЕ. И получил ответ», – отметил дипломат.
По его словам, тактические шаги украинской делегации состояли в том, чтобы переломить ход сценария: «Вчера за эти девять часов было рассмотрено 220 поправок, и за каждую поправку баланс голосов был примерно одинаков. Россияне сказали, что они зайдут в ПАСЕ утром вторника или все договоренности срываются, поэтому депутатам была поставлена задача сидеть столько, сколько нужно будет для принятия документа».
Он убежден, что играть в серьезную международную политику можно только тогда, когда у тебя есть мышцы. «Потенциал фразы о ценностях и принципах исчерпан, она работала в 2014-2016 годах. По сути то, что произошло сегодня, это сигнал для всех в Украине, что нас не должны любить за то, что мы жертвы и подверглись агрессии. Я считаю, что мы должны действовать взвешенно и цинично. Мы не можем, как россияне, сказать, что не платим взносов. Но мы можем разработать план действий, который может наносить довольно болезненные дипломатические порезы. Главное, чтобы была политическая воля в Киеве. И именно об этом мы и будем говорить на консультациях», – пояснил он.
Разговоры о возвращении России в ПАСЕ начались два года назад, напомнил Илья Куса, подчеркнув, что на самом деле решение принималось в Берлине, Париже, Вене, Риме и Брюсселе.
«Этому есть несколько причин. После того, как Россия сама ушла из ПАСЕ (ее лишили права голоса, а представители России ушли), она перестала платить 66 млн евро взносов. И сейчас подошло время платить следующий транш – 22 млн евро. Просто от этого решения ПАСЕ может получить ощутимые финансовые взносы», – сказал Куса, отметив, что это не единственная причина возвращения России в ПАСЕ.
Россия очень хорошо работала со своим политическим лобби в Европе. К тому же во многих странах прошли выборы и несколько изменилась общая риторика. К власти пришли силы, более прагматично воспринимающие внешнюю политику.
«Европа в принципе всегда была прагматичной. У нас всегда воспринимают Европу более романтично, но следует помнить, что европейцы убили наибольшее количество людей. Они развязывали войны. Богатство одной Франции построено на костях африканцев. Просто если с 2014 года работали эти тезисы о ценностях демократии, с течением времени европейцы начали задавать вопрос: «А за что мы платим?», – отметил Куса.
Поскольку украинские политические элиты за 5 лет так и не смогли предложить европейцам ни какой-то четкой экономической политики, которая была бы приемлема для их инвесторов, ни инвестиционного климата, чтобы пригласить европейцев, и они бы отбили свои деньги, ни предложения по Донбассу и Крыму, то мы получили такие последствия.
«Пока мы разбирались здесь со своей условной шаурмой, россияне влезли в Сирию, Ливию, Северную Африку, Венесуэлу и дальше начали играть этими картами. Европейцы не доверяют США по линии безопасности и здесь россияне говорят: «У нас есть готовые инфраструктуры». К тому же они предложили перекрыть пути для сирийских беженцев. Теперь они пытаются стать новым посредником между Израилем и Палестиной вместо США. То, что произошло в ПАСЕ, – это триумф циничного европейского прагматизма, которого у нас не хотели видеть», – убежден Куса.
По его словам, выход украинской делегации – это своеобразной демарш. На самом деле, в украинскую делегацию входят народные депутаты, которые сейчас находятся в предвыборном процессе. Понятное дело, что они используют ситуацию, чтобы подчеркнуть свою значимость.
Но не все победы – заслуга нашей парламентской делегации. Например, как объяснить факт, что Нидерланды проголосовали за эту резолюцию, несмотря на то, что на прошлой неделе они согласились с выводами следственной группы о причастности России к сбитому Боингу МН17, где погибло 298 человек, большинство из которых подданные Королевства Нидерланды?
Похоже, что ситуацию с этой трагедией будут пытаться максимально приглушить, так как интересы европейцев перевесили в сторону россиян, а украинские интересы подвинули, потому что нам нечего предложить.
«На самом деле, ПАСЕ ничего не решает, принимает резолюции рекомендательного характера, которые ни к чему не обязывают. А дальше будет встреча 20-ки и встреча Трампа с Путиным, и это серьезно. У нас всегда этим встречам придают демонический оттенок Ялтинской конференции, мол, эти два лидера великих держав сядут на переговорах и поделят мир заново. Поэтому вникает много беспокойств, в частности, что украинский вопрос станет разменной монетой», – отметил Куса.
По мнению эксперта, Украина так и не смогла поднять свою геостратегическую ценность и превратиться в субъект переговоров. Учитывая, что Путин 100% будет поднимать украинский вопрос, и нестабильный характер Трампа, который часто принимает решения импульсивно, для нас существует определенная угроза. «Наша политическая, экономическая, демографическая слабость заключается в том, что крупные игроки не видят в нас ценности, поэтому могут эту территорию разменять», – считает он.
В подобной ситуации, кстати, находится Грузия и последние события, которые произошли там, хорошо это иллюстрируют. Грузинский политолог Гела Васадзе по интернет-связи из Тбилиси рассказал, что взрыв народного гнева произошел не только из-за ситуации с российским депутатом.
«Здесь и борьба внутри самой грузинской власти, и борьба с политическими оппонентами, и то, что у нас в Грузии существует политическая традиция раз в две каденции менять власть. И сейчас как раз настал этот момент», – сказал Васадзе.
Что касается политических перспектив Саакашвили, который является лидером крупнейшей оппозиционной политической партии в Грузии, то, по мнению политолога, из-за изменений избирательной системы, которая стала пропорциональной и с нулевым проходным барьером, у этого политика есть проблемы.
«Поэтому Саакашвили так резко выступал против изменения избирательной системы, которая фактически нивелирует и переформатирует политическое поле. Сейчас в Грузии будет все совсем по-другому. Представьте себе, что получив 12 тысяч голосов, можно пройти в парламент. С одной стороны, это определенная уловка Иванишвили, который у нас владелец заводов, газет, пароходов, а с другой стороны, старые политики оказались в довольно сложном положении», – отметил Васадзе.
Ранее мы писали мнение Тараса Березовца о возврате РФ в ПАСЕ.
Также мы отследили, что пишут в соцсетях по поводу резолюции ПАСЕ, которая позволяет России вернуться.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.