Президентский пресс-секретарь Святослав Цеголко получил редкую награду – за молчание. Нет, в представлении к ордену «За заслуги» III степени, естественно, говорится о «значительном личном вкладе в государственное строительство, социально-экономическое, культурно-образовательное развитие Украины, весомых трудовых достижениях и высоком профессионализме», но мы-то в состоянии оценить работу спикера, из которого сложно было слово выдавить и остававшегося все годы на должности неприметной фигурой, что нонсенс с учетом круга обязанностей. Но начальству, видимо, этого и было надо, отсюда и орден.
Вот Крест Ивана Мазепы спичрайтером президента Олегом Медведевым был, несомненно, заслужен, речи Петру Порошенко удавались, если не всегда по содержанию, то по форме точно. Собственно, это то немногое, что ему хорошо удавалось, особенно в последние месяцы президентства, и если бы все зависело от речей, то второй срок был бы обеспечен.
Но избиратели не только слушали речи, если они их вообще слушали, но и наблюдали прочие вещи. Например, неслучайно попадание в список награжденных Мирослава Хомяка, чьи заслуги оценены на ступень выше, чем Цеголко. Поезжайте во Львов и спросите там, что делал до революции, причем, еще до первой, Оранжевой, Мирослав Хомяк, и вам ответят. Близкий партнер брата Виктора Медведчука, Сергея, Хомяк был главным налоговиком Львова, а потом и области, чем заслужил глубокую любовь местных предпринимателей и общественности в целом. При Януковиче потрудился на ниве экологии, возглавляя соответствующие прибыльные областные органы. Теперь этот очень небедный в результате деятель тащит обратно во власть недобитых эсдеков и регионалов во главе областной организации партии «Наш край». По ходу мудро часть доходов тратит на волонтерские проекты, что, конечно, дает формальные основания наградить полезного человека орденом.
Весьма характерна публичная реакция на предоставление уходящим гарантом звания Героя Украины главе СБУ Василию Грицаку. В отличие от спикера президента, работа руководителя спецслужбы проходит вдали от глаз публики, и можно, как сделала другой спикер – глава пресс-службы СБУ Елена Гитлянская, заявить, что за Грицаком числятся такие подвиги, о которых можно будет рассказать только многие годы спустя. Почему бы и нет, собственно? Хотя трудовые успехи на ниве руководства при присвоении звания Героя Украины предполагают вручение ордена Державы, а не Золотой Звезды, положенной за личный геройский поступок. Василию Грицаку досталась Звезда, что указывает на то, как мало мы знаем этого скромного человека.
А знаем мы его, в первую очередь, как весьма близкого соратника президента, необыкновенно внимательного к его настроениям и пожеланиям, вследствие чего Служба безопасности приобрела репутацию структуры, сверхлояльной к Банковой и нелояльной к нелояльным к ней. Тут бы тоже, казалось, ничего плохого, только в воюющей стране много проблем, более важных, чем выяснение степени чьей-то личной верности Петру Порошенко. Кроме того, СБУ при Грицаке укрепилась в качестве влиятельного игрока в разного рода экономических делах, где ей, по большому счету, делать вообще нечего. И в этих обстоятельствах самая высокая государственная награда за службу из рук президента играет специфическими смыслами.
Конечно, нет ничего хорошего, что, опять-таки, в воюющей стране глава службы, противостоящей постоянным покушениям на национальную безопасность, не пользуется широким общественным доверием и носит обидные прозвища, но ведь и главнокомандующий, как выяснилось, им не пользуется. И нынешнее «дембельское» массовое награждение лишний раз показывает, почему.
Конечно, в списках есть по-настоящему заслуженные люди, кровью, потом, а некоторые и жизнью заплатившие за право быть отмеченными высокими государственными наградами. Но то, что их поставили в один ряд с другими, полезными, нивелирует смысл таких награждений. Не говоря уже о том, что за пять лет войны образовались бесконечные списки тех, кто так и не дождался своих орденов и медалей, честных, без дураков, боевых. Они за нынешним наградным дождем наблюдают с особым чувством.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.