На прошлой неделе Иван Апаршин, советник по вопросам безопасности и обороны будущего президента Украины Владимира Зеленского рассказал, как новая команда будет развивать в нашей стране военную сферу. Полученная информация свидетельствует о том, что существенных прорывов в военном строительстве при Владимире Зеленском ожидать не приходится – речь идет о постепенном движении по уже выбранному курсу.
Иван Апаршин является известным специалистом, ранее служившим на высоких должностях в военном ведомстве. Он должен был занять должность министра обороны, если бы президентом стал Анатолий Гриценко. Но именно Анатолий Гриценко, встретившись с Владимиром Зеленским после первого тура выборов, предложил Ивана Апаршина в качестве советника по вопросам нацбезопасности и обороны.
Господин Апаршин на прошлой неделе сделал ряд важных заявлений, позволяющих судить о том, как команда будущего президента Украины Владимира Зеленского будет развивать в нашей стране сферу нацбезопасности и обороны. В частности, Иван Апаршин передал СМИ «военную доктрину» Зеленского, а также рассказал, какими путями новая команда будет повышать денежное содержание военнослужащих.
Согласно «военной доктрине», в Украине в кратчайшие сроки будет обеспечено объединенное руководство силами обороны в соответствии со стандартами НАТО, а при этом должность начальника Генштаба будет отделена от должности Главнокомандующего Вооруженными силами. «Противостоять противнику, который превосходит нас численно и материально, будет профессиональная, добровольная и мотивированная армия, совместимая с армиями стран НАТО», – говорится в документе.
Армию усилят резервом постоянной готовности и системой территориальной обороны, а руководить ВСУ будут боевые офицеры, способные одерживать победы.
В «доктрине» также указывается, что армия будет избавлена от выполнения «несвойственных функций», получит современную систему планирования и управления оборонными финансовыми и материальными ресурсами, а вся информация о том, как тратятся деньги, будет носить открытый характер.
В итоге, 50% финансового ресурса будет направляться на содержание Вооруженных сил, 30% - на их перевооружение, а 20% - на подготовку войск и сил – сейчас, по словам Апаршина – свыше 80% средств уходят на «проедание». Контрактники будут получать зарплату, на уровне стран-членов НАТО, а также пользоваться различными социальными льготами.
Также армия будет оснащена современным высокотехнологическим оружием – средствами разведки, ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы; параметры гособоронзаказа планируется сделать открытыми, а «Укроборонпром» будет лишен функций формирования военно-технической политики. Этими вопросами займется центральный орган исполнительной власти.
Иван Апаршин также сообщил, боец на передовой будет получать не менее 1000 евро денежного содержания (чуть более 30 тысяч грн - сейчас – 22-24 тысячи). Полковники же, по его словам, должны получать порядка 2,5 тыс евро. Отвечая вопрос о том, где планируется брать такие деньги, господин Апаршин вспомнил о довоенной практике реализации избыточного имущества Министерства обороны. «У Минобороны сейчас 530 тысяч гектаров земли. Из них 270 не используются. Все избыточное имущество — заберите его, оно вообще не нужно», – заявил Апаршин, отметив, правда, что после инвентаризации может оказаться, что и этих ресурсов у Минобороны уже нет.
«Военная доктрина» Зеленского, переданная журналистам Иваном Апаршиным, по сути, таковой не является. И это позже признал сам советник. Имеющийся в открытом доступе документ, не содержит ряда важнейших тезисов, наличие которых позволило бы считать его доктриной. В нем нет, например, оценки угроз и вызовов для нашей страны, а также путей их преодоления. Скажем, военная доктрина, утвержденная президентом Петром Порошенко в сентябре 2015 года, определяет в качестве главного военного противника для Украины – Российскую Федерацию. В ней перечислены конкретные угрозы, которые создает РФ для Украины. Здесь и военная агрессия, и посягательство на территориальную целостность и суверенитет нашей страны, милитаризация Крыма, подрывная деятельность спецслужб РФ, и т.д. Подобных выводов нет в «доктрине Зеленского».
Таким образом, выкладки команды Зе – это пока всего лишь набор предвыборных обещаний и деклараций. И часть из этих позиций уже худо-бедно реализовываются предыдущей властью. Движение в НАТО закреплено в Конституции и других основополагающих документах, а президент Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак не раз заявляли о том, что в 2020 году ВСУ должны достичь полной совместимости со стандартами НАТО. Работа в данном направлении началась и продолжается.
Денежное довольствие военнослужащих, по сравнению с 2014 годом, увеличено в несколько раз, а на командных должностях уже находятся боевые офицеры. Можно, например, вспомнить Михаила Забродского – командующего Десантно-штурмовыми войсками ВСУ. В 2014 году Михаил Забродский командовал 95-й аэромобильной бригадой, которая принимала участие в боях под Славянском, а также совершила знаменитый 470-км рейд от Славянска до Мариуполя и обратно.
Только за упоминание об избыточном имуществе Минобороны Иван Апаршин навлек на себя серьезную критику. Тут же вспомнились масштабные довоенные распродажи в армии – торговля на широкую ногу техникой и другим добром, которая закончилась тем, что армия накануне войны оказалась обескровлена. Далеко не факт, что Владимир Зеленский, опять повернет на эту скользкую дорогу, но опыт предыдущих лет показал, что «реализация избыточного имущества» не сделала армию богаче, а скорее наоборот.
В остальном же, просочившиеся в открытый доступ сведения, позволяют предположить, что команда Зеленского не предлагает в военной сфере ничего кардинально нового. По сути, планируется продолжать уже выбранный в эпоху Петра Порошенко курс. С одной стороны это хорошо – никаких «шараханий» из стороны в сторону не предвидится, но с другой это может сильно разочаровать тех поклонников Владимира Зеленского, которые ожидали резких перемен.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело».