Обещание кандидата: как работает страховая медицина и реальна ли услуга в Украине

Алексей Бабичспециалист в медицинской отрасли

По результатам первого тура наибольшее число голосов избирателей получили Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. «Слово и Дело» решило проанализировать программные обещания кандидатов на пост президента Украины. Сегодня рассматриваем обещание Владимира Зеленского о внедрении в Украине страховой медицины.

Генеральный директор медлаборатории ДІЛА Алексей Бабич подчеркнул, что Украина по советам многих западных институций выбрала британскую систему охраны здоровья. Такую же британскую систему выбрали и другие страны, например РФ, но в там реформа не дала никаких результатов. Причина в том, что не была реформирована система управления финансами в лечебных учреждениях, она как была государственной, так и осталась.

«В Украине система финансирования изменена, появилась НСЗУ, которая распоряжается деньгами бюджета охраны здоровья, причем в том объеме и направлениях, которые были приняты в бюджете ВР и установлены постановлением Кабмина», – отметил Бабич.

По его словам, каждый год гарантированным пакетом покрываются различные услуги, пакет может расширятся в зависимости от того, какой бюджет. Система финансирования, которая есть на сегодня, – солидарная система, которую можно назвать и системой страхования в том числе.

«Только сегодня не каждый гражданин платит фиксированную плату из своих доходов, а из НДС, налога на прибыль. То есть государство собрало налоги и платит часть на систему охрану здоровья. При этом стараются распределить средства так, чтобы лечебные учреждения стимулировать улучшать свою эффективность и определенные услуги были бесплатны: вакцинация, роды, первичная диагностика», – уточнил он.

Страховая медицина – это та же самая организация медицинской помощи, когда нужно стремиться к эффективности, когда государство не платит за койку, здание, а платит за каждый конкретный случай. Например, пациент обратился, получил медицинскую помощь, а лечебное учреждение получило деньги за это. То же самое сейчас идет по реформе, добавил специалист.

При этом, когда речь о страховании, то это означает, что где-то нужно взять деньги, кто-то должен заплатить эту страховку, подчеркнул он.

«То есть, например, директор предприятия должен заплатить еще больше налогов или как директор, или как физическое лицо. В сегодняшней Украине это невозможно. Мы опять вернемся к тенизации зарплаты, потому что все начнут скрывать, чтобы не платить лишние налоги. Получается, что мы перекладываем это на работодателя, который будет стараться эти налоги минимизировать, или на наемного работника, который тоже не особо захочет еще тысячу гривен из своей средней зарплаты дополнительно платить в фонд страхования», – пояснил Бабич.

Кроме того, возникает вопрос, кто будет платить за детей, пенсионеров, военнослужащих, малоимущих, бюджетников, акцентировал он.

«Повышать налоговую нагрузку? В таком случае, это очень недальновидный шаг», – отметил эксперт.

Во-вторых, вопрос, как провести такую систему через ВР. В-третьих, стоит вопрос создания национального страховщика, добавил он.

«Создавать еще одну организацию, которая будет распоряжаться налогами, бюджетными деньгами? У нас не все так хорошо с коррупцией и целевым расходованием средств, чтобы мы могли позволить себе создавать такую организацию. Дать возможность аккредитовать частные кампании, которые могли бы распоряжаться бюджетом и создать конкуренцию? Возможно, в теории, но вряд ли к этому кто-то готов. Есть уже НСЗУ, которая очень технологично справляется с распределением бюджетных денег», – уточнил Бабич.

По его словам, то, что создано на сегодня, простая и работающая система. То, что не очень большой пакет услуг покрывается, можно изменить в ближайшие два года. На сегодня мы не знаем, какая численность, какая структура заболеваемости и сколько на это нужно потратить денег. Это основная проблема для создания справедливого бюджета. После того, как станет ясна статистика, можно формировать бюджет вплоть до копейки.

За пять лет внедрить страховую медицину невозможно и не нужно. Солидарная система тоже неплохая. По крайней мере люди в селах, отдельные категории населения гарантированно получат бесплатную медицинскую помощь.

«И это уже работает. Если хочется добавить услуг, есть добровольное медицинское страхование, оплату которого работодателем необходимо относить на затраты предприятия, тогда бы это стимулировало заботиться о здоровье своих сотрудников. Но это изменение обсуждается уже много лет, пока безрезультатно», – пояснил он.

«Предложения о внедрении страховой медицины всегда выглядят привлекательно, но что за этим стоит – нет понимания. Это больше проявление популизма в предвыборной программе, нежели реально реализуемое дело», – резюмировал Алексей Бабич.

Предлагаем пройти наш тест с обещаниями Порошенко и Зеленского из их предвыборных программ.

Подробнее о программных обещаниях кандидатов Зеленского и Порошенко по медицине – по ссылке.

Также читайте, как депутаты-кандидаты в президенты голосовали за законопроекты, направленные на развитие медицины.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО