Наверное, мало найдется людей настолько несхожих, как Порошенко и Ющенко. Третий президент – известный сибарит, пятый – редкий трудоголик. Виктор туманно абстрактен, Петр предельно конкретен. Тягостное бессилие одного не идет ни в какое сравнение с агрессивным напором другого. Ющенко окружал себя няньками, Порошенко не терпит рядом никого. А между тем подобие между ними велико, и недаром Виктор Андреевич поддержал Петра Алексеевича в его борьбе за второй президентский срок.
Этой поддержке, конечно, можно найти простое объяснение в лице Юлии Владимировны, которая превратила пребывание Ющенко в должности главы государства в непрекращающийся кошмар, а теперь намерена заменить собой Порошенко на Банковой. Но это недопустимое упрощение. И даже кумовские связи мало что объясняют (Ющенко подчеркивает, что это он кум у Порошенко, а не наоборот).
Мыть посуду в предвыборном штабе коллеги Виктор Ющенко, конечно, не стал, но в меру своих скромных возможностей и весьма умеренного темперамента еще в ноябре призвал украинцев «объединиться вокруг национальных ценностей, вокруг украинской государственности и поддержать сегодня действующего президента Украины Петра Порошенко». И, пожалуй, нет оснований не верить в искренность Виктора Андреевича: Юля Юлей, а святые национальные ценности – это главное, что объединяет его с Петром Алексеевичем. То есть то, как они эти ценности понимают.
Свое обращение Ющенко обнародовал на следующий день после того, как на заседании Синода Вселенского патриархата был утвержден текст томоса для Православной церкви Украины. Самому воплотить голубую мечту не получилось, историческая слава досталась другому, но в декабре, выступая перед открытием объединительного собора, Порошенко отметил выдающуюся роль Ющенко в процессе создания единой поместной церкви. В определенном смысле Петр Алексеевич – это Виктор Андреевич, только более решительный, энергичный и везучий, до поры до времени.
Как раз в той степени, в какой Порошенко – Ющенко, то есть подчеркнуто украинский и православный президент Украины, хранитель и защитник национальных ценностей, сам, в общем, претендующий на статус национального символа, в той же степени и ограничен потенциал действующего главы государства, намеренного еще на один срок остаться в этой должности. Когда-то национальная интеллигенция и ее лучшие представители, старшая часть которых потом образовала группу «1 грудня», до последнего поддерживала Виктора Ющенко, несмотря на все очевидные, мягко говоря, недостатки его правления. Даже в 2010 году, когда сошлись в борьбе Тимошенко и Янукович, у большинства из них кандидатом первого выбора оставался Ющенко: та же «мова, віра», свой, одним словом. Напомню, результат действующего тогда президента, тоже отправившегося зачем-то на второй срок, составил 5,45%.
Когда Петр Порошенко осенью-зимой стал выжимать из томоса все мыслимые и немыслимые пиар-соки, спустя какое-то время ропот поднялся даже среди его сторонников: становилось очевидно, что с определенного момента рейтинговые дивиденды перестали поступать и возник риск самим себе навредить. Между тем общее смысловое наполнение кампании превратило Порошенко в кандидата с базовым опорным электоратом на западе и в центре страны, что логично для национально-центричного претендента. Проблема только, что здесь же топчутся Тимошенко, Гриценко и пусть не очень рейтинговый, но достаточно заметный в этой нише Кошулинский. Где такой необходимый в условиях плотной гонки потенциал роста? А нету его. Несмотря на заметную поддержку национальной интеллигенции.
Потому что либо ты хранитель и символ с тенденцией скукоживающейся поддержки, либо агрессивный новатор с потенциалом электоральной экспансии. Конечно, это не единственная проблема, мешающая Петру Порошенко уверенно лидировать в президентской кампании, но на это обстоятельство следует обратить внимание. Пригодится на будущее.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.