Предложено более 2 тыс. правок, большинство не подтверждены. Могут быть еще изменения, но законопроект между первым и вторым чтением стал еще жестче.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» директор Украинского института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник, оценивая языковой закон.
«Законопроект предлагает ввести языковых инспекторов. Это люди, которые будут иметь право штрафовать за нарушение языковой политики. То есть, грубо говоря, за использование русского и других языков нацменьшинств там, где предписано использовать украинский. В общественных заведениях, кафе, барах, ресторанах. Могут штрафовать и отдельные СМИ, каких-то чиновников», – отметил Бортник.
«Образно говоря, если в общественном транспорте есть контролеры, то теперь такого рода контролеры под другим названием вводятся языковым законопроектом», – добавил он.
Более того, любой разговор о мультиязычии, полилингвизме приравнивается к сепаратизму и карается уголовным статьями, вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет, уточнил политолог.
«Большинство стран в мире в официальном документообороте полиязычны. Австрия, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Финляндия, Швеция, Нидерланды – страны, в которых несколько официальных языков на центральном или региональном уровне. У нас даже разговоры об этом пытаются запретить. Это дикость», – подчеркнул он.
По его словам, сложная ситуация будет для СМИ, которые должны будут перейти на украинский или дублироваться. Вероятно, некоторые СМИ могут закрыться. Также все книги должны иметь украиноязычный вариант.
«Законопроект не столько направлен на развитие украинского языка, сколько на ущемление других языков. Это не закон «О статусе функционирования государственного языка», а скорее о запрете использования языков национальных меньшинств в публичной сфере», – пояснил эксперт.
На его взгляд, закон вряд ли будет действовать, потому что есть Конституция и ратификация Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, где совсем другие полномочия, регулировка и там все права для нацменьшинств гарантированы.
Получается ситуация, когда будут противоречащие друг другу законы. Это будет создавать конфликт в различных сферах, поскольку одни будут опираться на один закон, а остальные – на другой, отметил он.
Политолог подчеркнул, что использовать русский язык или любой другой могут, но только если будет желание обеих сторон, к примеру, и продавца, и покупателя. Если такого желания у кого-то не будет, то другие языки не могут использоваться.
«Это грубо противоречит части 3 ст. 10 Конституции, которая гарантирует свободное использование и развитие русского и других языков нацменьшинств», – констатировал он.
«Сегодня это избирательная технология, элемент который отвлекает внимание от скандалов в «Укроборонпроме» и других проблем. У нас как только возникает вопрос ответственности власти, создают конфликт в обществе», – добавил эксперт.
По его словам, сейчас это политтехнология, несмотря на то, что статус государственного языка решен 30 лет назад.
«В 1989 году принят закон, который гарантировал украинскому языку статус государственного. С тех пор каких-либо других инициатив не принималось. Все законодательное поле гарантирует свободное и всеобъемлющие использование украинского языка в других сферах», – резюмировал Руслан Бортник.
Напомним, 4 октября 2018 года Верховная рада приняла в первом чтении языковой закон. Как голосовали нардепы – на инфографике.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, что украинские политики обещают по языковому вопросу.
Также мы выяснили, что обещают кандидаты в президенты по данному вопросу.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.