В информационной картине последних дней минувшего года и первых нового на фоне непрекращающегося празднования томоса и обсуждения Зеленского как-то совсем потерялся глава правительства. И это, между прочим, не так для него плохо, с учетом разворачивающейся тарифной истории, которая неизбежно добавит остроты в отношения граждан и власти. Только за рост цен на газ, который повлек повышение расценок на горячую воду и отопление, недополученными голосами ответит, и уже достаточно скоро, президент, даже если кому-то это кажется несправедливым.
Владимир Гройсман между тем попытался выбраться из информационного забытья, на первом же заседании Кабмина в 2019 году создав некую структуру с красивым, зовущим названием Стратегический комитет. Само слово «стратегия» вызывает обычно трепет, а причастные – глубокое почтение: они-то точно выше рутины, которой изнурены простые смертные, и смотрят дальше завтрашнего дня.
До этого у нас было два органа с этим магическим эпитетом: неформальная «стратегическая семерка-девятка», в зависимости от числа принимающих в ней участие, что-то вроде госсовета при президенте, и Стратегическая группа советников по поддержке реформ, которую возглавляли на пару Лешек Бальцерович и Иван Миклош. Кстати, советников собрали воедино весной 2016 года, когда правительство возглавил Гройсман, и это ему в помощь привлекли специалистов, в том числе с мировым именем.
Понятно, что в президентской структуре премьеру по определению отведено не первое место, зато теперь у него есть свой Стратегический комитет, в котором он неоспоримо главное лицо. Задача комитета: «формирование политики и основ правительственных решений в контексте перехода Украины на трехлетнее бюджетное планирование». Замах красивый. Дескать, пока вы тут все погрязли в конъюнктурщине – борьбе за избирателя с горизонтом в месяцы, кто-то же должен подумать о будущем, и это будет Владимир Борисович, хранитель стабильности, мудрец и стратег. Дело хорошее, только, как обычно, имеются многие «но».
Во-первых, из этого решения следует, что о стратегии и долгосрочном планировании в правительстве реформаторов задумались только сейчас, в 2019 году, предыдущие годы как-то обходились, вполне хватало тактического чутья. Обходились, кстати, и без услуг Стратегической группы советников: известная история, когда осенью 2016 года Лешек Бальцерович из средств массовой информации узнал о поднятии правительством минимальной зарплаты вдвое. На собранном по этому поводу брифинге польский реформатор признался: «Неприятный сюрприз был вчера. Я хочу сказать, что ни я, и никто из международных организаций не знали об этом, что будет увеличение на 100% минимальной зарплаты. Что еще важнее, мы не имели возможности ознакомиться с калькуляцией, на которую опирается это решение». Перед этим был подобный сюрприз, когда у советников никто не спросил мнения насчет продления моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. На такое отношение к себе Бальцерович отреагировал отказом продлевать контракт с Украиной, сейчас группу возглавляет один Миклош. Не похоже, что его беспокоят чаще.
Возникает законный вопрос: а что это были за удивительные реформы, о которых нам рассказывают, без стратегии?
Во-вторых, по словам премьера, в новый Стратегический комитет войдут все члены Кабинета. Выходит, Стратегический комитет – это ничто иное, как заседания того же правительства, только с долгосрочным планированием в повестке? А к чему тогда вообще этот трюк? Известно, что важные решения Владимир Гройсман принимает в узком кругу приближенных людей, а на общих заседаниях Кабинета происходит лишь их формальное утверждение, дискуссий начальство не любит. Возникает другой резонный вопрос: а какие возможны реформы без дискуссии?
И сразу третий вопрос: как возможны реформы, если не существует никакой команды реформаторов, единомышленников, которые в постоянных спорах между собой и с участием привлеченных специалистов и советников прокладывают дорогу вперед, осуществляют те самые качественные, необратимые изменения в ближней, среднесрочной и долгосрочной перспективе? Вы можете назвать того или тех, кто олицетворяет украинские реформы, их мозг? Потому и не можете, что назвать некого.
Ответ на все вопросы один: да нет никаких реформ, Украина управляется в режиме ЖЭКа, когда все усилия уходят на поддержание инфраструктуры в сяком-таком порядке, не больше. Безусловно, это тоже весьма непростое дело в нашем запущенном хозяйстве, и здесь Владимир Гройсман получше многих других. И какая стратегия в ЖЭКе, бога побойтесь. А для большего нужны люди другого масштаба.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.