Командующий ВМС Вооруженных сил Украины Игорь Воронченко заявил, что Украина намерена просить закрыть турецкий пролив Босфор для российских кораблей в связи с инцидентом в Керченском проливе. Если Украина добьется успеха в этом вопросе, то сумеет запереть Россию в Черном море, нанеся ей огромный экономический ущерб. Каковы же шансы Украины перекрыть Босфор?
О возможном закрытии турецкого пролива Босфор для российского судоходства Игорь Воронченко заявил во время выступления на Второй международной конференции по вопросам морской безопасности в Киеве. «В соответствии с нормами конвенции Монтре, а именно 19-го пункта, будем пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике для того, чтобы россияне знали, как нарушать нормы международного права», – подчеркнул командующий ВМС.
Причиной для закрытия Босфора Воронченко назвал инцидент 25 ноября, в результате которого российские пограничники захватили два украинских бронекатера – «Никополь» и «Бердянск», а также морской буксир «Яны Капу». Во время штурма катер «Бердянск» был подбит, а в российский плен попали 23 украинских моряка. Вооруженное столкновение произошло после того, как корабельная группа ВМСУ пыталась проследовать из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив, который незаконно контролируется Россией.
Закрытие Босфора полностью запрет Россию в Черном море, перекрыв кислород всем ее торговым портам, включая порты оккупированного Крыма. Помимо этого, снабжение всей военной группировки РФ в Сирии по кратчайшему водному пути также будет прервано. В этом случае российские войска в Сирии придется снабжать либо по воздуху, либо через Гибралтарский пролив в Средиземное море, в обход всей Европы. Все это сделает сирийскую кампанию Владимира Путина еще более дорогим и сложным предприятием.
Как известно, пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным в районе Стамбула, а пролив Дарданеллы – Мраморное море с Эгейским, фактически представляя собой выход в Средиземное море (Сирия является одной из средиземноморских стран). Международный правовой статус обоих проливов регулируется Конвенцией Монтре, заключенной в июле 1936 года с целью восстановления суверенитета Турции над Босфором и Дарданеллами и урегулирования всех спорных вопросов касательно военного и торгового судоходства в этих проливах.
Поэтому все, что происходит в обоих проливах, должно соответствовать основным требованиям Конвенции Монтре. Однако знакомство с этим документом сразу же позволяет сделать вывод, что Украине будет очень трудно, если вообще возможно, добиться закрытия Босфорского пролива в качестве мести за российскую агрессию.
В статье 19, к которой апеллирует Воронченко, идет речь о порядке прохождения военных кораблей через проливы. В частности, там указывается, что во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, «военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в проливах» на условиях, оговоренных в предыдущих статьях Конвенции. Эти условия касаются порядка прохождения через Босфор и Дарданеллы судов черноморских и нечерноморских государств, ограничений по тоннажу и т. д.
В статье 19 Конвенции также указывается, что «военные корабли всякой воюющей державы не будут иметь права проходить через проливы», за исключением тех случаев, когда Турция оказывает поддержку пострадавшему государству на основании договора о взаимной помощи.
Очевидно, добиваясь закрытия Босфора, украинская сторона может рассчитывать на действия именно этих положений.
Однако официально Россия ни с кем, включая Украину, не пребывает в состоянии войны. Конечно, можно попытаться доказать, что Турция активно поддерживает нашу страну как государство, которое пострадало от агрессивных действий РФ не только 25 ноября, но и раньше – во время российской оккупации Крыма и развязывании войны на Донбассе. Однако Анкара сейчас слишком тесно сотрудничает с Москвой в вопросах поставок энергоносителей. Поэтому вряд ли туркам захочется начать с Кремлем дипломатическую войну ради закрытия проливов в интересах Киева.
Возможен также сценарий, описанный в статье 20 Конвенции, при котором Турция может по своему усмотрению закрыть проход военных кораблей через проливы. Однако это возможно лишь в том случае, если сама Турция будет являться воюющей стороной.
Итак, мы видим, что возможность закрытия прохода военных кораблей через Босфор является чисто теоретической. Воплотить ее в жизнь будет чрезвычайно трудно. А вот добиться запрета на проход торговых судов Украина, скорее всего, не сможет в принципе. Согласно статье 4 Конвенции, во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза могут пользоваться практически свободным правом прохода через оба пролива. Другими словами, даже если Россия и Украина как два государства черноморского бассейна окажутся в официальном состоянии войны (что само по себе вряд ли возможно в нынешней ситуации), для Турции это не будет являться основанием для закрытия проливов до тех пор, пока она сама не будет втянута в какой-нибудь вооруженный конфликт.
Таким образом, все возможные попытки Украины добиваться закрытия Босфорского пролива для России будут являться хотя и резонансным, но, скорее всего, безнадежным предприятием.
Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»