Новый состав ЦИК: почему закон об увеличении количества членов Комиссии не обжалуют в КСУ

Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий подписал законопроект собственного авторства, который предусматривает, что количество членов Центризбиркома увеличивается с 15 до 17. Поскольку проект закона был принят в первом чтении и за основу с нарушением Регламента, в Комитете по вопросам правовой политики заявили, что принятое парламентом решение может быть обжаловано в Конституционном суде Украины. Насколько это возможно и почему увеличение количества членов ЦИК несколько нелогичное, «Слово и Дело» поговорило с экспертом по конституционному праву Александром Москалюком.

Эксперт рассказал о технически интересных нюансах, ссылаясь на Главное экспертное управление.

«Дело в том, что количество членов ЦИК должно делиться на три. Потому что есть нормы Закона Украины «О Центральной избирательной комиссии», где указывается, что заседание комиссии является полномочным при условии присутствия не менее двух третей от состава ЦИК. Если раньше было 15 членов, то две трети – это 10 членов Комиссии. А вот сколько будет две трети от 17 человек? Надо было принимать правки в закон на 18 человек», – отметил юрист.

Еще одна норма Закона Украины «О ЦИК» указывает на то, что в случае отсутствия председателя или заместителей председателя Комиссии или их отказа созывать заседание, оно может быть созвано не менее чем одной третью от состава членов ЦИК. То есть, такие технические нюансы, которые не учли нардепы, могут в дальнейшем создать проблемы для работы Комиссии.

«Поскольку у разных фракций есть своя позиция, то это создает своеобразную концептуальную проблему. Например, Оппоблок говорит о том, что нельзя приспосабливать закон к конкретным потребностям. Отчасти в этом есть смысл. Ведь уже не впервые закон принимается под какое-то событие. Так было с назначением генпрокурора, когда под Луценко приняли закон. Так же, как под Денисову приняли закон по процедуре назначения омбудсмана», – напомнил Москалюк.

По его мнению, можно было бы сделать так, как в свое время предлагала «Батькивщина», чтобы каждая фракция или группа выдвинула по одному кандидату, а остальные – чтобы шли на конкурсной основе. «Потому что сейчас у нас процедура назначения членов ЦИК, становится четко политической. А так не должно быть», – подчеркнул он.

По его словам, вариант об увеличении количества членов комиссии был изначально вполне прогнозируемым и он, как эксперт, предвидел это еще летом, как только Рада не смогла найти необходимое количество голосов, чтобы даже поставить законопроект по ЦИК на повестку дня.

«Почему они тогда же не внесли законопроект об увеличении количества членов ЦИК, а сделали это только сейчас? Если даже не учитывать эту позорную практику приспособления законодательства под конкретное событие, то надо заметить, что с принятием проекта закона о новом количестве членов ЦИК, открывается другой ящик Пандоры. Потому что у нас есть много органов, состав которых не определен Конституцией и они тоже могут захотеть увеличивать свой состав, например НАЗК», – отметил Москалюк.

Прогнозируя срок, когда обновленная ЦИК сможет начать полноценную работу, Москалюк отметил, что исходя из того, что решение об увеличении состава ЦИК уже принято, необходимо время на подписание закона Президентом. Когда закон вступит в силу, прежде чем Верховная Рада сможет проголосовать за 17 кандидатов ЦИК, они должны пройти довольно сложную процедуру спецпроверки.

«А сама только процедура, не говоря о представлении и всем остальном, продолжается до 25 дней. Это может растянуться еще на месяц, если не больше. В таком случае голосование за новый состав ЦИК переносится на конец октября», – отметил он.

Поскольку ЦИК должна начать работу минимум за 90 дней до начала выборов президента, то у ее новых членов практически не будет времени для того, чтобы войти в курс дел, ведь, по словам Москалюка, они должны начать полноценную работу уже в январе.

Что же касается заявлений о том, что принятый с нарушением процедуры закон могут обжаловать в Конституционном суде, эксперт отметил, что КСУ может признать неконституционным закон исходя из того, что была нарушена процедура принятия закона, определенная Конституцией. А если происходило нарушение процедуры на основании Регламента, тогда это уже не компетенция КСУ.

Если же рассматривать пессимистический сценарий, когда выборы будут проводиться со старым составом ЦИК, то Москалюк считает, что с юридической точки зрения это не столь проблематично, как кажется.

«Член ЦИК теряет полномочия с момента принятия соответствующего решения Верховной Радой. То есть, они все на сегодняшний день полномочные. Есть принцип непрерывности деятельности государственной власти. Не исключено, что может возникнуть ситуация, когда старый состав ЦИК Рада уволит, а во время голосования за новый – может произойти сбой. В этом случае надо предусмотреть, что Рада одним решением увольняет старый состав ЦИК, и тем же решением одновременно назначает новый», – сказал Александр Москалюк.

Напомним, Парламент расширил состав ЦИК.

Что об этом пишут в соцсетях – в нашем обзоре.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО