Нефтяной рычаг России: почему украинцам стоит ожидать очередного витка подорожания бензина

Александр Радчукполитолог

Ежегодно в конце августа-начале сентября украинцы традиционно переживают стресс во время заправки своих авто. Именно в этот период почему-то растут цены на топливо. Как правило, это сигнал к тому, что цены вырастут и на другие товары и услуги.

Конечно, есть вполне рациональные объяснения растущих цен на топливо. Впрочем, легче от этого не становится – правительство пока не может дать адекватный ответ и хоть как-то повлиять на ситуацию.

Красноречивой была ситуация и в прошлом году, когда в августе на заправках резко подскочила цена на сжиженный газ. Сейчас ГБО установлено чуть ли не на каждое второе авто и кошельки украинцев очень больно ощутили на себе рост цен на заправках. В этом году цена на сжиженный газ растет вместе с ценами на бензин. Средняя цена бензина марки А-95 составляет 31 гривну за литр, а на некоторых заправках уже перешла отметку в 33 гривны за литр.

Постепенно дорожать горючее начало еще в июле, однако уже в конце августа цены еще больше пошли вверх. Почему так происходит и виноваты ли в этом только экономические факторы?

Бешеный доллар и дорогая нефть

Всему виной слабая гривна, говорят эксперты. И действительно, когда национальная валюта девальвирует, цены на бензин растут. Ведь покупают топливо за валюту, а следовательно, учитывается обменный курс.

Гривна действительно постепенно ослабевает с июля. Учитывая негативный прогноз по укреплению национальной валюты, следует учитывать, что цены на топливо вырастут еще на несколько процентов до конца 2018 года.

Еще одна причина подорожания – цены на нефть. Сейчас они растут и эксперты прогнозируют, что этот тренд не изменится до конца этого года. Как правило, по расчетам экспертов, рост закупочных цен на нефтепродукты на 1% приводит к росту цены на 10 копеек за литр бензина.

Русский след

Но есть и другие факторы. Все автовладельцы хорошо помнят, как в прошлом году резко возросла цена на сжиженный газ, тогда как цены на другое топливо – бензин и дизель – изменились не сильно. Тогда основной причиной был дефицит газа на рынке, который был вызван рядом обстоятельств – монополизацией поставок этого топлива на российском рынке, откуда поступает около 50% всех объемов, и проведения ремонтных работ на белорусских заводах, откуда так же осущствляются поставки топлива в Украину.

Правительство к тому же подозревало в заговоре ряд сетей заправочных станций, впрочем до сих пор непонятно, действительно ли он имел место быть. Впоследствии цены «откатились» с отметки 17-18 гривен за литр сжиженного газа до уровня 12-13 гривен за литр, впрочем, к предыдущим показателям в 10-11 гривен за литр цена уже не вернулась.

Многие эксперты связывали тогдашнюю ситуацию на рынке сжиженного газа с монополизацией поставок и с чисто политическими мотивами. Мол, это был ответ России на очередные санкции США, которые больно повлияли на ее газодобывающую отрасль.

В этом году среди причин подорожания бензина также вполне ожидаемо можем увидеть российский след. Прежде всего речь идет об опосредованном влиянии Кремля на украинский рынок топлива.

Как известно, из Беларуси поступает значительная часть нефтепродуктов на украинский рынок. Сейчас эта страна не просто импортирует нефть из России, но и благодаря своим нефтеперерабатывающим заводам может импортировать нефтепродукты не только в Украину, но и в страны Европы. Конечно, цена экспортируемой из России нефти влияет на конечную цену дальнейшей продукции, производимой в Беларуси. Интересно то, что до сих пор, пока белорусы перерабатывали российскую нефть и торговали последующими нефтепродуктами с другими странами, сами они получали топливо из России на льготных условиях.

Недавно эта ситуация изменилась. Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что правительство РФ собирается прекратить поставлять в Беларусь безакцизное топливо. Мол, белорусские заводы могут и сами обеспечить все необходимые объемы топлива, перерабатывая российскую нефть.

Конечно, реэкспорт переработанной в Беларуси российской нефти по льготным ценам (фактически, речь шла о внутренних ценах для российского рынка) было очень выгодным бизнесом и для самой белорусской экономики, и для тех стран, с которыми она торговала. Прежде всего речь идет об украинском рынке топлива, который сразу почувствует на себе подобные изменения в торговых отношениях соседей.

То есть, ударяя по нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси, Россия автоматически влияет и на украинский рынок. Ведь только доля рынка бензина, потребности которого покрывает Беларусь, составляет около 45%. Поэтому есть еще одна существенная причина для подорожания топлива на украинских заправках. Так это или нет, сможем увидеть уже в течение нескольких следующих месяцев.

Отсутствие альтернатив?

Хуже всего в ситуации с подорожанием горючего то, что у правительства и контролирующих органов на самом деле очень немного пространства для маневров.

Лучшее, что может сделать правительство, – уменьшить акцизы и налоги на топливо. Но это приведет к потерям поступлений в бюджет. Еще один метод – контролировать аппетиты трейдеров и операторов рынка. Впрочем, до сих пор подобные случаи не слишком удачно расследовались Антимонопольным комитетом – последний раз ни в ноябре 2017 года, ни в январе 2018-го виновные в возможном сговоре на рынке так и не было обнаружены. Хотя в АМКУ четко указывали на все имеющиеся признаки антиконкурентных согласованных действий на рынке продажи бензина и сжиженного газа.

Ситуация выглядит еще более драматичной, если вспомнить, как подорожание горючего еще весной этого года стало поводом к акциям протестов под стенами Кабмина. Тогда премьер-министр Владимир Гройсман обещал принять ряд решений, которые не допустят повышения цен на нефтепродукты. Поводом для беспокойства стало и заявление «Укртатнафты» (которая находится в сфере влияния бизнес-интересов Игоря Коломойского) о необходимости ограничить импорт нефтепродуктов из России и Беларуси.

Похоже, что вполне экономический вопрос формирования цен на топливо может стать мощным оружием в руках как внутренних, так и внешних агентов влияния на политическую повестку дня. Рядовым украинцам же стоит готовиться к очередным финансовым потерям.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО