Ожидали неожиданностей с началом нового политического сезона и дождались. Петр Порошенко вошел в игру с извинений.
Мало кто любит признавать свои ошибки, политики – меньше других, но и на их фоне Петр Алексеевич выделяется особой несклонностью говорить о собственных ошибках. Сложно сказать, чего в этом больше: желания пощадить свои нежные чувства, пренебрежения мнением других о собственной персоне или отказа придавать значение эпизодам из прошлого, которыми сложно гордиться. В конце концов, прошлое было настолько богато, что психика просто выстроила мощную систему защиты, на дальних подступах расстреливающую всякие сомнения в состоятельности личности. Понятное дело, речь не о материальной состоятельности, тут-то хлюпающая через край успешность не требует доказательств.
Тем удивительнее, что Порошенко вдруг заговорил о неудачном обещании: «Более четырех лет назад я заявил, что АТО продлится часы, а не месяцы. Теперь уже не так важно, в каком контексте эти слова были сказаны. Не важна и образность этого заявления. Люди восприняли его как возможность завершить войну очень и очень быстро. Я жалею, что породил завышенные ожидания. Искренне извиняюсь, что подал надежду, которая не сбылась. Жаль, что дал обещание, которое не оправдалось. Прошу за это прощения. Это для меня серьезный урок осторожного и ответственного отношения к своим словам и обещаниям... С самого начала надо было нацелить всех на длительную и изнурительную борьбу за то, чтобы освободить каждый клочок украинской земли». Извинения прозвучали в речи, произнесенной в Днепре на торжествах, посвященных Дню украинского флага.
Легко распознается упрек людям, которые по простоте душевной не смогли распознать образность и учесть контекст президентского обещания, оказавшегося несбыточным, но, дескать, сам виноват, прошу прощения. При этом в качестве показательного образца взято обещание, абсурдность которого стала очевидна уже тем же летом 2014-го, но которое выдавало надежду, разделявшуюся поначалу остальными патриотами Украины. Наступали тогда наши здорово, и, казалось, вот-вот... Заблуждался президент, выходит, вместе с лучшими. А раз так, то уже и не сильно обидно, верно? Правда, и извинение теряет свою силу искреннего душевного импульса, превращаясь в несложный спричрайтерский трюк.
Извинения требуют не те вещи, которые президент Порошенко изменить не мог, но изменить обещал, а те, которые он изменить мог, но не стал, несмотря на публичные обещания. «Слово и Дело» насчитало невыполненного на четыре с лишним страницы. Если Петр Алексеевич начнет извиняться по всем пунктам прямо сейчас, хватит на всю избирательную кампанию. Но ведь не начнет, и все это прекрасно знают. А есть еще то, чего прямо не обещал, но на что надеялись.
Вообще извинения – не самая лучшая тактика захода на второй срок, поскольку в принципе это стилистика прощания. «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком, и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где- то проблемы оказались слишком сложными». Узнаете? Знаменитая речь Бориса Ельцина «Я устал, я ухожу», произнесенная в новогоднюю ночь 31 декабря 1999 года.
От главы государства, от которого вообще еще чего-то ждут, не ждут извинений за не сделанное в прошлом и обещаний что-то сделать в будущем. Его неубиенный козырь – эффективные и впечатляющие решения, роскошь, недоступная для оппонентов, претендующих на его должность из оппозиции. Такой неустанный политический напор снимает необходимость оправдываться за какие-то просчеты и ясно свидетельствует о воле к преобразованиям. Если же напор отсутствует, поскольку и напирать нечему, а воля сводится лишь к скромному желанию задержаться еще на один срок, в ход идут пафосные политтехнологические приемы, призванные подменить искренность. Но на пятом году президентства на такие примитивные штуки покупаться стыдно. Извините.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела».
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.