В США бунт. Особый бунт, качественный. Чего только не навытворял за полтора года президентства Дональд Трамп и кого только не оскорбил, но грубый выпад против экс-главы ЦРУ Джона Бреннана вызвал небывало резкую отповедь со стороны очень непростых, буквально специальных людей.
Решением Трампа Бреннан, назвавший поведение президента в Хельсинки на встрече с Путиным «граничащим с госизменой», был лишен допуска к государственной тайне. Высшим уровнем допуска обладают все бывшие руководители спецслужб. Они в любой момент могут быть подключены к работе действующих органов в качестве консультантов, поскольку обладают огромным опытом и знаниями, в том числе по конкретным делам, находившимся в их ведении и не утратившим свою актуальность после их ухода. Но президент решил таким образом наказать человека, возглавлявшего агентство при Обаме, а нынче позволяющего себе критиковать действующего главу Белого дома.
Двенадцать высших руководителей разведки – шесть бывших глав ЦРУ, пятеро их заместителей и экс-глава Национальной разведки подписали заявление, в котором выразили протест против политически мотивированного отказа Бреннану в доступе к государственной тайне. Такого рода наказание в высшей степени квалифицированного, по отзывам коллег, разведчика, ни разу не злоупотребившего своим доступом к гостайне, не имеет прецедентов и означает наступление на свободу слова и попытку запугивания бывших и действующих сотрудников специальных служб.
Отдельный протест опубликовал Уильям Макрейвен, бывший «морской котик», возглавлявший Объединенное командование специальных операций и в 2011 году руководивший ликвидацией Осамы бен Ладена. Легендарный адмирал, обладающий несокрушимым авторитетом у спецов, отметил, что «немногие американцы сделали для защиты своей страны больше, чем Джон», и для него, Макрейвена, было бы честью оказаться в числе тех людей, которых Дональд Трамп намерен лишить доступа к гостайне за их критику президента: «Ваши действия позорят нас в глазах собственных детей, унижают перед всем миром и, хуже всего, раскалывают нацию».
Белый дом, когда объявил о мерах в отношении Джона Бреннана, назвал еще несколько человек, которых могут лишить допуска, среди них два нынешних подписанта – бывший директор ЦРУ Майкл Хэйден, экс-глава Национальной разведки Джеймс Клэппер, а также бывший советник по национальной безопасности Обамы Сьюзан Райс и экс-глава ФБР Джеймс Коми.
О войне 45-го президента с сообществом спецслужб говорили с момента увольнения Коми, не проявившего лояльности к новому главе Белого дома и не остановившего по его просьбе расследование в отношении Майкла Флинна: генерал Флинн проработал в качестве советника президента по национальной безопасности 24 дня, прежде чем был отправлен в отставку, поскольку скрыл свои связи с русскими. Впрочем, месть Джеймсу Коми повлекла главную неприятность Трампа, поскольку решением Министерства юстиции было запущено специальное расследование, которое возглавил предшественник Коми на посту главы ФБР, Роберт Мюллер. Тому поручено было разобраться, не имело ли место сотрудничество команды Трампа с русскими.
В контексте гостайны забавно, хотя, конечно, не для американцев, что Дональд Трамп на следующий день после увольнения Коми похвастался его отставкой перед приглашенными в Овальный кабинет российскими послом и министром иностранных дел, а попутно сообщил им совершенно секретную информацию, которая поставила на грань провала уникальный источник израильской разведки, работавший на территории ИГИЛ. С тех пор Трамп неоднократно критиковал деятельность спецслужб, по его мнению, неоправданно много внимания уделяющих русским и мало – деятельности ненавистной Хиллари Клинтон и демократов. А спецпрокурор Боб Мюллер, законник с безукоризненной репутацией, все время подвергается личным нападкам главы государства. Можно согласиться с адмиралом Макрейвеном, выглядит это стыдно.
Чрезвычайно интересно будет наблюдать, как дальше будут развиваться отношения 45-го президента со страной и, в частности, с могущественным разведывательным сообществом, которое он настроил против себя. И кажется огромным упущением, что вся эта захватывающая история проверки американского государства на прочность очень слабо освещается в Украине, где, кажется, не существует ни одного государственного института, который не заслуживал бы того, чтобы его разрушили до основания и создали принципиально новый. Иначе не обрезать дурную, убийственным шлейфом тянущуюся традицию, в том числе нездоровых отношений с президентом страны. Ручной статус СБУ, например, давно общее место в разговорах об украинской политике и, как ни странно, экономике.
Здесь бы каждый эпизод приключений Трампа во власти отдельно разбирать, детально, с обязательной отсылкой к праву, чем, кстати, занимаются на американских политических ток-шоу, но чтобы в привязке к нашей предельно мутной политической практике. А как ей стать прозрачной без такого публичного обсуждения? Но что нам чужой опыт, недосуг всматриваться. Впереди манит длинный ряд новых грабель.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»